Арупа-дхьяны
Арупа-дхьяны
अरूप ध्यान, arūpadhyāna
Арупа-дхьяны – в Палийском Каноне описываются уровни сосредоточения, выше 4-х обычных дхьян и называются надмирскими достижениями (позднее закрепилось название арупа – «бесформенное», -дхьяны).
-
Первое из них – это состояние бесконечного пространства. Тексты описывают, что практикующий перестает воспринимать отдельные объекты и воспринимает всё как одно – как бесконечное пространство, и тогда его ум становится подобным ему.
-
Следующее достижение – бесконечное сознание. Практикующий видит, что даже это пространство находится в сознании и это сознание бесконечно, таким образом, его ум входит в это состояние.
-
После следует третье достижение – практикующий отходит от восприятия бесконечного сознания и понимает, что ничего на самом деле нет, тогда этот объект «отсутствие всего» становится основным и сознание фиксируется на нём.
-
После следует четвертое достижение – состояние ни восприятия, ни отсутствия восприятия. Т.е. используя умственный объект «восприятие отсутствия всего», сознание практикующего выходит за свои границы. Это уже не восприятие чего бы то ни было в обычном смысле, но и не его полное отсутствие.
Последнее достижение в Палийском Каноне называется прекращением восприятия и чувствования (позже встречается термин ниродха-самапатти) и названо Буддой самым высоким достижением, а также самым приятным из всех.
Однажды монаха Сарипутту (имя на пали, на санскр. Шарипутра) спросили, что может быть приятного, когда нет восприятия и чувствования в этом достижении, на что он ответил, что приятное и состоит в том, что их нет. В текстах зачастую приводятся параллели между данным достижением и нирваной.