Стри
Стри
स्त्री, strī
Буквально переводится как «женщина», «женский». Часто упоминается священных текстах, поэзии и прозе для обозначения женщины без уточнения ее статуса. В каулизме встречается понятие «стри-пуджа», обозначающее ритуал (пуджу), который совершается для реальной женщины.
Текст «Манусмрити», относящийся к дхармашастрам, так описывает явление первой женщины в этот мир:
Брахма разделил свое тело на две части и сделал одну часть мужской , а другую — женской (стри), и мужчина обнял женщину, из этого союза родился Виратпуруша. (1.32)
В «Девибхагавата-пуране» рассказана история о том, как женщина обрела способность очаровывать. Однажды Индра запретил некоторым дэвам пить сому. Они пожаловались отшельнику Чьяване, который согласился вернуть им утраченное право, для чего начал жертвоприношение. Индра воспрепятствовал жертвоприношению. Мгновенно благодаря силе Чьяваны из жертвенного огня поднялся асура по имени Мада. После чего Индра стал умолять отшельника о помиловании. Чьявана разделил асура на четыре части и отдал одну из них азартным играм, другую — охоте, третью — спиртным напиткам и четвертую часть — женщине. С тех пор женщина приобрела обаяние.
В том же писании приводится стих, где страсть к женщинам упоминается как одно из самых главных препятствий для праведного человека:
Любовь к удовольствиям (камаджа), пьянство (пана), игра в кости (акша), женщины (стри) и охота (мригая) должны рассматриваться как четыре самых пагубных пристрастия в том порядке, в котором они названы. (7.50)
Во многих йогических текстах общество женщин (стри), чрезмерное, страстное общение с ними рассматривается как серьезная помеха для садханы, и даже как причина духовного падения. Однако, если женщина посвящает себя практике и становится йогини, то общение с такой женщиной или получение у нее посвящение рассматривается как благоприятное.