Пав-пантх
Пав-пантх
Альтернативное название: пао (pāo) (-пантх, -натхи), павак (pavak) (-пантх, -натхи), пав (pāv) (-натхи).
Главный матх расположен в Джалоре (Раджастхан).
Возникновение пантха обычно связывают с Джаландхарнатхом (Джвалендранатхом, Джаландхарипой, Хаддипой) – сиддхой Сампрадаи и буддизма ваджраяны. О нем сложено много легенд. В некоторых он выступает как Шива, иногда – как учитель Бхартрихари (и тогда Бхартрихари получает отличительный знак натхов-даршани – кундалы в центрах ушей – от него).
Бриггс по итогам своих изысканий отнес пао-пантх к пантхам Горакши, но отметил, что Джаландхар принадлежал к более ранней ветви Традиции и описал его последователей, «джаландхарипа», как отдельную группу. Ученый предположил, что Джаландхар дал начало «-па»-линии йогинов: «-па» – тибетский эквивалент индийского vālā (суффикс со множеством значений: «тот, который», «имеющий это» и пр.). Окончание «-па», «-пав» вместо «-натх» у имен древних сиддхов не редкость. В старинных текстах мы видим «Минапа», «Горакхпа», «Чаурангипа» и др. наряду с «Тилопа», «Марпа», «Наропа», «Кармапа» (т.е. имена натхов, записанные на тибетский лад, вместе с именами буддийских махасиддхов). «-Натх» могло вытеснить «-па» с течением времени.
По словам Бриггса, есть упоминания о входивших в джаландхарипа панатхах (папнатхах) – почитателях Шивы.
«Павак» может означать «готовящий», «доводящий до готовности» огонь. Джаландхарнатх, согласно легендам, родился из пламени яджны.