Кхандха
Кхандха
Кхандха (пали «совокупность», «груда», санскр. скандха) – в буддизме совокупность физических и психических явлений, сумму которых принято называть человеком или личностью.
-
Тело (пали «рупа») – к нему относится как физическое тело, так и более тонкие тела. В Палийском Каноне не ведется их классификация, упоминается лишь «тело, созданное из разума».
-
Чувство (пали «ведана») – к этой совокупности относятся приятные, неприятные или нейтральные чувства.
-
Восприятие (пали «саннья») – ещё переводят как распознавание, т.к. именно эта совокупность отвечает за узнавание объектов, а также за память.
-
Формации ума (пали «санкхары», санскр. «сансары») – это совокупность всех умственных объектов и явлений, включая эмоции, мысли, волевые импульсы и пр.
-
Сознание (пали «винньяна») – в буддизме отрицается существование сознания самого по себе, оно всегда подразделяется на шесть типов: глаз и объекты глаза рождают сознание глаза, т.е. зрение. Ухо и объекты уха – сознание уха – слух. Нос и его объекты – сознание носа – обоняние. Язык и его объекты – сознание языка. Тело и его объекты – сознание тела или осязание. Ум и его объекты – сознание ума.
В одной из сутт описывается монах, который считал, что само сознание перерождается в сансаре, на что Будда ответил ему, что он ошибается, так как сознание всегда возникает в зависимости от органа чувства и его объекта и не бывает «само по себе».
В Палийском Каноне в своих беседах Будда Шакьямуни утверждал, что именно цепляние за эти пять совокупностей привязывает существ к сансаре. При этом сами существа не описываются как-то иначе, чем эти пять совокупностей, что создало толкование, что они ими и являются. Однако в тех же самых беседах Будда призывает монахов рассматривать совокупности и не считать какую бы то ни было из них собой. Вероятно, из-за таких казалось бы противоречий возникло позднее утверждение в Махаяне и Ваджраяне, что существо – это осознающая пустота.