Поиск
Контакты

Грантхи

Грантхи

Грантха (санскр. ग्रन्थ, grantha) – «узел, книга, трактат, текст, связь, соты».

1. Грантхами называют энергетические узлы в теле человека, или даже чакры в различных источниках.

Чаще всего грантхи – это великие узлы, разные пересечения потоков энергий, движимых в том или ином пространстве. Это сила Шакти в состоянии феноменальности, сила в виде трех ямал (союз) Божеств: Брахма-Сарасвати, Вишну-Лакшми и Рудра-Кали.
    
Грантхи на психофизическом уровне отвечают за то, что нас тормозит, что мешает быть гибкими, что лишает разных альтернатив.

Три узла:

Утверждается, что, поднимаясь вверх по позвоночнику, Кундалини должна пройти («пронзить») через эти три узла. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным «Я». Первый иногда называют узел Брахмы, второй – узел Вишну, а третий – узел Шивы (Рудра-грантхи). В разных текстах и традициях указывают различные места локализации грантх.

«Духовный прогресс практикующего зависит от прохождения через эти три грантхи, последовательно, одну за другой. При преодолении этих грантх, садхака достигает высшей духовности. Также, преодоление грантх означает прохождение через них Кундалини-шакти, которая располагается у основания позвоночника и поднимается вверх по сушумне. Три Шакти и три Бога соответствуют различным местам, локализованным вдоль Сушумны. На этот счет есть разные взгляды:

«Брахмавидья-упанишада» говорит, что Брахма находится в сердце, в анахата чакре; Вишну – в горле – в вишуддха чакре и Рудра – во лбу – в аджна чакре.

«Йогашикха-упанишада» говорит, что чатураштра (четырехугольник муладхары), центр в основании позвоночника – место Брахмы; ардха-чандракрти, т.е свадхиштхана – место пребывания Вишну; и трикона (треугольник), пространство, находящееся возле аджны – место пребывания Рудры. Далее говорится, что Кундалини Шакти первым пересекает узел Брахмы, а затем входит в узел Шивы.

«Йогакундали-упанишада» говорит, что Кундалини Шакти сначала преодолевает Брахма грантху за счет раджа-гуны и входит в канал Сушумна. Затем достигает Вишну грантху в сердце, после чего поднимается вверх и пересекает Рудра грантху. Кундалини Шакти пробуждается ото сна посредством удара огня и воздуха, образующегося при преодолении первой Брахмагрантхи, затем она пересекает Вишну грантху и Рудра грантху, проходя через 6 жизненных центров.

«Хатха-йога-прадипика» говорит, что Брахма грантха расположена в анахата чакре, Вишну грантха – в вишуддха чакре, Рудра грантха – в аджна чакре. Она также говорит, что для достижения цели йоги, практикующий должен преодолеть эти грантхи одну за другой.

Комментаторы Чанди, такие как Брахмариши Сатьядев и другие, определяют место Брахма грантхи, Вишну грантхи и Рудра грантхи таким образом: манипура-чакра, анахата-чакра и аджна-чакра.

Некоторые определяют место Брахма грантхи выше манипура-чакры, Вишну грантхи – выше анахата-чакры и Рудра грантхи – выше аджна-чакры.

Так же существуют другие места расположения этих грантх, точно в обратном порядке. Т.е. Рудра грантха – внизу (свадхистхана-чакра), Вишну грантха – посредине (выше манипура чакры), Брахма грантха – вверху (выше аджна-чакры).

Так же считают, что каждая из этих грантх имеет два вспомогательных центра. Муладхара и свадхистхана чакры приходятся на Рудра грантху, манипура и анахата чакры – Вишну грантху, вишуддха и аджна чакры – Брахма грантху. Маха Кали, Маха Лакшми и Маха Сарасвати – Шакти, соответствующие этим трем грантхам.

Кому-то может показаться, что такое расположение произошло из-за попытки установить связь Шакти или их энергии с их адхарами (опорами). Например, Шакти или энергии нижней и верхней грантхи – Маха Кали и соответственно Маха Сарасвати. Так же Рудра и Брахма - адхары Маха Кали и Маха Сарасвати. Есть предположение, что и нижняя и верхняя грантхи являются и Рудра грантхой и соответственно Брахма грантхой. Первый узел, который характеризует привязанность к многообразию - это Брахма грантхи, хотя Шакти, при помощи которой материальное «многообразие» преодолевается – Маха Кали. Таким же образом дело обстоит с последним узлом, который мешает прохождению Кундалини, Рудрагрантхи, хотя Шакти, приводящая к знанию и пронизывающая этот узел – Маха Сарасвати. Следовательно, не должно быть ни каких сомнений в том, что первый узел – Брахма грантха, второй – Вишну грантха, а третий – Рудра грантха, и что Шакти этих трех грантхи таковы: Маха Кали, Маха Лакшми, Маха Сарасвати.

В другом случае, нет споров о том, что Рудра грантха существует в аджна чакре, противоречие вызывает только позиция, относительно Брахма грантхи и Вишну грантхи. Некоторые определяют место Брахма грантхи в муладхара чакре, а другие – в свадхистхана чакре, манипура чакре, а также в анахата чакре. Подобно этому, так же определяют место нахождения Вишну грантхи: свадхистхана, анахата, вишуддха. В то же время ни один из этих взглядов не отвергнут, но факт то, что психологический или духовный прогресс у практикующего наблюдается различными мудрецами с разных точек зрения. Все мудрецы единогласно отмечают, что поднятие Кундалини-шакти к манипура чакре является первым особым этапом в практике садхака. Садхака, достигая этой чакры, преодолевает все основные животные наклонности. На этом этапе он осознает себя, как субъекта, связанного с двойственностью. Он пытается избавиться от этих слепых двойственных сил и жаждет света. Продвигаться ему мешает узел. Второй этап, который отмечают в духовном прогрессе садхака, когда он преодолевает этот узел и поднимается к анахата чакре. Поднимаясь и достигая этого центра, он получает свет сознания и ощущает нектар, льющийся вниз из вишуддха чакры. На этой стадии садхака приобретает полный контроль над своими чувствами и реализует все существование Абсолюта. Но садхака все еще чувствует свое отличие от Абсолюта и окутан чувством несовершенства. Он пытается преодолеть эту стадию, но дальнейшему прогрессу мешает следующая грантха. Третий важный этап на духовном пути садхака, когда преодолевается этот узел и шакти восходит к аджна чакре. Здесь садхака переживает чит (сознание) или ананда (блаженство) Абсолюта. На этом этапе садхака реализует единство с Абсолютом и гармонизирует все разнообразие в одном (единство многообразия), т.е. он обнаруживает, что чувство двойственности не противостоит единству. На этой стадии садхака достигает Савикальпа-самадхи. Это означает, что единство с Абсолютом еще не достигнуто. Садхака, который желает достичь полного единства с Абсолютом, ожидает еще один узел. После преодоления этого этапа, садхака полностью сливается с не-двойственным Абсолютом и достигает Нирвикальпа-самадхи.

Таким образом, прохождение Кундалини через манипуру, анахату и аджна чакру, является особым этапом на духовном пути всей садханы. Соответственно Брахма грантха, Вишну грантха и Рудра грантха локализованы в этих трех чакрах. Такой взгляд наиболее популярен и общепринят. Также говорится, что духовный прогресс – это длительное путешествие. Даже для поднятия Кундалини до манипура чакры, садхака подвергается немысленным трудностям. Принимая во внимание все эти различные точки зрения, мудрецы описывали различным образом расположение этих трех грантх, расположенных вдоль сушумны».

(«Размышления о Тантре и Вайшнавизме», глава «Три Шакти и три грантхи», автор K.P. Sinh, пер. с англ. Лалитанатх)

2. Общепринятое в индуизме название для старинных книг (особенно манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых были скреплены особыми узлами и стержнями. Священные книги могут служить иногда даже предметом религиозного почитания в ходе пуджи.

3. Грантха означает также один из древних видов письменности, распространенных в южной Индии.


Поделиться ссылкой: