Дашанами
Дашанами
दशनामि, daśanāmi или एकदण्डि, ekadaṇḍi
Дашанами (традиция десяти имен) или экаданди – ордена монахов, странствующих отшельников (садху), берущих начало от Ади Шанкарачарьи.
Историческая предпосылка возникновения орденов связана с тем, что во времена широкого распространения буддизма в Индии значительно уменьшилось численность монахов-индуистов. Ади Шанкарачарья смог возродить монашескую традицию индуизма, объединив разрозненные течения садху (монахов) в хорошо организованную структуру, разделив на 10 частей согласно характеру мировоззрения ее адептов. Несколько других индуистских и монашеских традиций Экаданди остались вне организации Дашанами.
Ордена Дашанами были аскетическими и использовали практику джняна-йоги, но значительно позже, в связи с популярностью по всей Индии, в них стали вступать все, кто придерживался адвайта-веданты, и многие из дашанами перестали делать акцент на аскетизме.
Дашанами бывают двух категорий, первые носят данду (шест), вторые – нет. Данду носят те дашанами, которые до принятия санньясы были брахманами по касте. Такие дашанами придерживаются очень многих ограничений, связанных с ритуалами, питанием, с соприкосновениями с мирскими людьми, у них много предписаний. Игнорировать эти предписания может только санньяси уровня Парамахамсы.
Дандины – это три линии из десяти в традиции Дашанами, отличительным признаком адептов которых является шест, завернутый в ткань, который они всегда носят с собой и символизирует единство дживы с Брахманом. Цель такой санньясы – мокша как постижение истинной самости путем отречения от всех проявлений материального мира. Монахи ордена ведут аскетический образ жизни, живут на подаяние, которое собирают с пяти домов.
Предполагается, что экадандины (с одним шестом) отличаются в своей практике от триданди-санньяси или вайшнавов санньяси (которые носят тройной шест). Санньяси триданди продолжают носить священный шнур при принятии отречения, в то время как экадандины зачастую не носят священный шнур.
Ответвления Дашанами: Сарасвати, Тиртха, Аранья, Бхарати, Ашрама, Гири, Парвата, Сагара, Пури.
Сарасвати, Пури и Бхарати связаны с Шрингери Шарада Питхом.
Тиртха и Ашрама связаны с Дварака Питхом.
Гири, Парвата и Сагара связаны с Джьетир матхом.
Вана и Аранья связаны с Говардхан матхом в Пури.
Известные представители ордена: Ади Шанкарачарья, Тулсидас, Свами Сарасвати Даянанда, Свами Сарасвати Сахаджананда, Агехананда Бхарати, Шри Свами Махамандалешвар Вишвешварананда Гири.