Ашвамедха
Ашвамедха
жертвоприношение коня. Царь со своим войском следовал за бегущим по собственной воле конем и покорял все встречавшиеся на пути земли. Далее устраивалась яджна, во время которой коня приносили в жертву, расчленяя его на части, которые жертвовали различным богам. Тело коня символизировало тело Праджапати - творца Вселенной. Иногда коня отождествляют с жертвенным Пурушей, о котором говорится в Ригведе, Пуруша-суктам. Конь и части тела соотносились, судя по всему, еще со временем «кала». Считалось, что царь, совершивший такое жертвоприношение, становился «чакравартином» - владыкой Вселенной и времени. Сейчас сложно восстановить детали этого и некоторых других ведических обрядов. Возможно, царь должен был следовать с войском за конем и просто оберегать его, для того чтобы создавалась энергетическая связь с конем, которого приносили в жертву и с которым символически отождествлялся сам кшатрий. А может быть, кшатрий действительно вел войну на той территории, куда садился его конь. Некоторые нынешние духовные учителя считают, что конь символизирует наш неугомонный ум (манас), который йогин приносит в жертву. На сегодняшний день этот обряд в Индии не практикуют, его совершали в ведические времена. И, несмотря на то, что сохранились ведийские тексты с описанием ритуала, по ним мы можем иметь только общие представления об этом обряде.