Поиск
Контакты

Аштадхьяи

Аштадхьяи

अष्टाध्यायी aṣṭādhyāyī

«восьмикнижие»

«Аштадхьяи», или «Аштака», — это самый знаменитый и наиболее полный трактат по грамматике санскрита, авторство которого приписывается Панини.

В этой работе Панини проводит различие между языком священных текстов (санскрит – совершенный язык богов) и разговорным (бытовым) языком. На основе чуть менее 4000 сутр, он построил полную всю структуру санскритского языка, общая "форма" которого почти не изменилась в течение следующих двух тысяч лет. Во многих отношениях конструкции Панини похожи на то, как сегодня определяется математическая функция.

«Аштадхьяи» остается наиболее полной грамматикой санскрита в настоящее время. И это одна из самых полных грамматик любого языка в мире.

При этом трактат удивительно короткий, всего 1000 шлок. Лаконичность изложения «Аштадхьяи» объясняется природой сутрологической литературы (в сутрах указываются только ключевые моменты, самая суть), а также изобретательностью структуры текста, а именно использованием «пратьяхар» и порядка, в котором составлены сутры. Пратьяхары – это используемые как ссылки условные обозначения, образованные путем объединения первых и последних букв части «Махешвара-сутр». В «Аштадхьяи» из 14 сутр Махешвары составлено 44 пратьяхары.

Панини в «Аштадхьяи» упоминает имена предыдущих ученых, таких как Аписали, Кашьяпа, Гаргья, Галава, Чакравармана, Бхарадваджа, Сакатаяна, Сакалья, Сенака и Спхотаяна. А также приводит цитаты из предшествующих текстов. Однако эти тексты не сохранились до современной эпохи.

«Аштадхьяи» изучается вместе с сопутствующими книгами:
• Махешвара-сутры,
• Унади-сутры (uṇādi sūtra) – учение об аффиксах,
• Пхит-сутры (phiṭ sūtra) – учение об акцентах,
• Линганушасанам (liṅgānuśāsanam) – учение о грамматических родах,
• Ганапатха (gaṇapāṭha) – перечень классов слов, следующих одному и тому же грамматическому правилу,
• Дхатупатха (dhātupāha) – перечень глагольных корней с указанием их свойств и значений.

Первые четыре книги обычно включаются в основной трактат «Аштадхьяи», а две других (ганапатха и дхатупатха) используются как приложения.

Комментарии на «Аштадхьяи»

До наших дней сохранились и приобрели широкую известность следующие труды:
• «Варттика» (vārttika) Катьяяны (Вараручи), II век до н.э.,
• «Махабхашья» (mahābhāṣya) Патанджали (точно неизвестно, это тот же автор, что написал «Йога-сутры», или другой), II век до н.э.,
• «Сиддхантакаумуди» (siddhāntakaumudī) Бхаттоджи Дикшиты, XVI век.

«Сиддхантакаумуди» включает комментарии к «Унади-сутрам», «Пхит-сутрам» и «Линганушасанам», помимо комментариев непосредственно к «Махешвара-сутрам» и «Аштадхьяи».

В «Сиддхантакаумуди» 3978 сутр «Ашадхьяи» перегруппированы таким образом, что стало больше похоже на современную грамматику, что сделало данный труд более востребованным при изучении языка, чем оригинальное «Аштадхьяи». 

Бхаттоджи Дикшита дает краткий пояснительный комментарий к сутре. Ключевая задача, проделанная этими комментариями или примечаниями, – указать на применение других сутр наряду с рассматриваемой, или там, где другие, казалось бы, противоречивые правила не применимы.

Были и другие комментарии к «Сиддхантакаумуди», в том числе «Брихачабдаратна» (brihacchabdaratna) и «Лагушабдратна» (laghuśabdratna), написанные внуком Бхаттоджи Дикшиты, Хари Дикшитой.


Поделиться ссылкой: