Аштадхьяи
Аштадхьяи
अष्टाध्यायी aṣṭādhyāyī«восьмикнижие»
«Аштадхьяи», или «Аштака», — это самый знаменитый и наиболее полный трактат по грамматике санскрита, авторство которого приписывается Панини.
В этой работе Панини проводит различие между языком священных текстов (санскрит – совершенный язык богов) и разговорным (бытовым) языком. На основе чуть менее 4000 сутр, он построил полную всю структуру санскритского языка, общая "форма" которого почти не изменилась в течение следующих двух тысяч лет. Во многих отношениях конструкции Панини похожи на то, как сегодня определяется математическая функция.
«Аштадхьяи» остается наиболее полной грамматикой санскрита в настоящее время. И это одна из самых полных грамматик любого языка в мире.
При этом трактат удивительно короткий, всего 1000 шлок. Лаконичность изложения «Аштадхьяи» объясняется природой сутрологической литературы (в сутрах указываются только ключевые моменты, самая суть), а также изобретательностью структуры текста, а именно использованием «пратьяхар» и порядка, в котором составлены сутры. Пратьяхары – это используемые как ссылки условные обозначения, образованные путем объединения первых и последних букв части «Махешвара-сутр». В «Аштадхьяи» из 14 сутр Махешвары составлено 44 пратьяхары.
Панини в «Аштадхьяи» упоминает имена предыдущих ученых, таких как Аписали, Кашьяпа, Гаргья, Галава, Чакравармана, Бхарадваджа, Сакатаяна, Сакалья, Сенака и Спхотаяна. А также приводит цитаты из предшествующих текстов. Однако эти тексты не сохранились до современной эпохи.
«Аштадхьяи» изучается вместе с сопутствующими книгами:
• Махешвара-сутры,
• Унади-сутры (uṇādi sūtra) – учение об аффиксах,
• Пхит-сутры (phiṭ sūtra) – учение об акцентах,
• Линганушасанам (liṅgānuśāsanam) – учение о грамматических родах,
• Ганапатха (gaṇapāṭha) – перечень классов слов, следующих одному и тому же грамматическому правилу,
• Дхатупатха (dhātupāha) – перечень глагольных корней с указанием их свойств и значений.
Первые четыре книги обычно включаются в основной трактат «Аштадхьяи», а две других (ганапатха и дхатупатха) используются как приложения.
Комментарии на «Аштадхьяи»
До наших дней сохранились и приобрели широкую известность следующие труды:
• «Варттика» (vārttika) Катьяяны (Вараручи), II век до н.э.,
• «Махабхашья» (mahābhāṣya) Патанджали (точно неизвестно, это тот же автор, что написал «Йога-сутры», или другой), II век до н.э.,
• «Сиддхантакаумуди» (siddhāntakaumudī) Бхаттоджи Дикшиты, XVI век.
«Сиддхантакаумуди» включает комментарии к «Унади-сутрам», «Пхит-сутрам» и «Линганушасанам», помимо комментариев непосредственно к «Махешвара-сутрам» и «Аштадхьяи».
В «Сиддхантакаумуди» 3978 сутр «Ашадхьяи» перегруппированы таким образом, что стало больше похоже на современную грамматику, что сделало данный труд более востребованным при изучении языка, чем оригинальное «Аштадхьяи».Бхаттоджи Дикшита дает краткий пояснительный комментарий к сутре. Ключевая задача, проделанная этими комментариями или примечаниями, – указать на применение других сутр наряду с рассматриваемой, или там, где другие, казалось бы, противоречивые правила не применимы.
Были и другие комментарии к «Сиддхантакаумуди», в том числе «Брихачабдаратна» (brihacchabdaratna) и «Лагушабдратна» (laghuśabdratna), написанные внуком Бхаттоджи Дикшиты, Хари Дикшитой.