Апарадха
Апарадха
अपराध, aparādha
Слово "апарадха" происходит от корня राध् 'радх', который переходит в राध 'радха', что значит "благосклонность", "помощь", "внимательность", "бережное отношение", "быть схожим" и т.д. Далее, приставка अप 'апа' дает значение "в противоположную сторону", "вниз", "без", так мы получаем значение слова апарадха – то, что идет в противовес взаимопониманию, резонансу, бережным и внимательным отношениям, взаимной благосклонности и удовлетворению.
В широком смысле апарадха трактуется как оскорбление Божеств или Гуру, учения, священных текстов или мест. Совершение апарадх, особенно в адрес Гуру, ведет к духовному падению. В священных текстах обычно приводятся самые распространенные виды апарадх и последствия таких оскорблений для тех, кто совершает их. Ученикам предписывается прерывать общение с теми, кто оскорбляет или неуважительно относится к их учителю, практике, традиции. Пренебрежение наставлениями Гуру также рассматривается как апарадха.
Например, в "Рудра-ямала тантре" (глава 1) сказано:
Лишь благодаря милости Гуру, достигает освобождения следующий Истине, не следует уклоняться от повеления Гуру, и произносить возражения. || 224 ||
День и ночь следует хранить наставление Гуру, сказанным (им), ни на словах, ни в делах мудрый не должен пренебрегать. || 225 ||
Идущий должен идти, не уклоняясь от повелений Гуру, не следует слушать речь Гуру отвернувшись. || 226 ||
Кто действует, во благо или не во благо, отклоняясь от повеления Гуру-дева, такой глупец отправится в ад Раурава. || 227 ||
Обретет ужасный ад, станет свиньей, тот, кто уклоняется от повеления Гуру, оскорбляет его и доставляет Гуру неприятности. || 228 ||
Кто совершает оскорбление Гуру, тот не может совершать богопочитание, так же и желающий имущества Гуру, и совокупляющийся с женой Гуру. || 229 ||
Такой грех нельзя искупить покаянием, такого грешника Гуру должен отвергнуть с проклятием; || 230 ||
В лесу и безлюдном месте он станет брахмаракшасом. Увидев сандалии, сидение, одежду, ложе и украшения Гуру; || 231 ||
Следует поклоняться им, и не использовать их для собственного наслаждения.