Поиск
Контакты

Дхумавати

Дхумавати

Тантрическая богиня, входящая в состав группы десяти Махавидий (Даша-махавидья).

Махавидья Дхумавати

(Sanskrit: धूमावती, dhūmāvatī) Имя Дхумавати можно перевести как «та, что соткана из дыма». Слово «дхум» означает дым, а слово «вати» – несущая. Как воплощение великой силы Махамайи эта богиня символизирует оставление, разрушение, когда все "сгорает" и остается только пепел и дым. Зачастую её соотносят с богинями Алакшми («Неблагоприятная») и Джьештха ("Старшая", "Превосходящая").

Дхумавати изображается безобразной и сварливой старухой (вдовой) с распущенными волосами, едущей в повозке с эмблемой вороны на флаге. Иногда она самолично восседает на вороне. Вид её ужасен и отвратителен: у неё обвисшие груди, длинные кривые зубы, а также длинный нос. В своей левой руке она держит сито – символ различения и растворения, а другой делает жест (мудра) дарования милостей. В зависимости от контекста она наделяется разными атрибутами: метлой, сеялкой, факелом, дубинкой, мечом и т.д.

Упоминается, что богиня связана с тама-гуной – аспектом растворения и разрушения, что предшествует созданию нового. А в качестве подношений она предпочитает алкоголь, сигареты, мясо и бханг. В гимнах в её честь сказано, что она растворяет все формы проявленной Вселенной и остаётся даже тогда, когда Махакала вынужден исчезнуть. 

Показательным символом богини считается пепел из погребального костра. В мифе о происхождении богини рассказывается, как измученная от голода Парвати проглотила своего божественного супруга Шиву. За что Шива проклял её, обрекая принять форму вдовы, скитающейся в полном одиночестве. В другой известной легенде Дхумавати появляется из дыма, когда Сати сжигает себя в жертвенном костре.

Дхумавати поклоняются для обретения всевозможных сиддх. Известно, что богиня наделяет успехом в абхичаре – способностях убивать и сеять раздоры, к её помощи прибегают для отклонения зловредного колдовства и порчи, она же наделяет силой исцеления, разрушает омрачения, исполняет любые желания и приводит преданного садхака к мокше.

Считается, что Деви в этой форме могут поклоняться только очень искренние бхакты, наделенные особенными качествами характера – вирабхавой, вайрагьей и смирением. Есть общие рекомендации касательно того, что почитать Дхумавати благоприятно тем, кто не состоит в браке, однако в тантрические Гуру могут давать и другие наставления – многое зависит от реализации садхаки. В данном контексте природа Дхумавати подчеркивает её тесную связь с миром отречения – санньясой, а также практиками леворучной тантры и агхоры. Она благоволит ко всем тем, кто безжалостно отбрасывает мирские привязанности и полностью посвящает себя духовной практике.

Известно, что богиня обитает в страшных и заброшенные местах - шмашанах, перепутьях дорог, домах, где совершались убийства и пожарищах. Роль этой формы Маха-видьи заключается в преображающей силе сознания, а также в развитии чистой и бескорыстной бхакти, без культивации которой невозможно достичь освобождения – мукти. Поскольку Абсолютная реальность постигается только через истинную трансформацию, в том числе преодолении двойственного сознания.

О связи Дхумавати и хатха-йоги читайте в нашей статье.

Биджа-мантра богини: dhūṃ


Поделиться ссылкой: