Поиск
Контакты

Дхумавати

Дхумавати

Тантрическая богиня, входящая в состав группы десяти Махавидий (Даша-махавидья).

Махавидья Дхумавати

(Sanskrit: धूमावती, Dhūmāvatī) имя Дхумавати можно перевести как «та, что соткана из дыма». Слово «дхум» означает дым, а слово «вати» - несущая. Как воплощение великой силы Махамайи эта богиня символизирует тёмную сторону жизни, неприглядную изнанку бытия. Зачастую её сравнивают с другой отрицательной богиней – Алакшми («Неблагоприятная»). 

Дхумавати изображается безобразной и сварливой старухой (вдовой) с распущенными волосами, едущей в повозке с эмблемой вороны на флаге. В другой раз она самолично восседает на вороне. Вид её ужасен и отвратителен: у неё обвисшие груди, длинные кривые зубы, а также длинный нос. В своей левой руке она держит сито – символ различения, а другой делает жест (мудра) дарования милостей. В зависимости от контекста она наделяется разными атрибутами: метлой, сеялкой, факелом, дубинкой, мечом и т.д.

Говорится, что богиня пребывает в тама-гуне – аспекте творения, связанного с вожделением и неведением. А в качестве подношений она предпочитает алкоголь, сигареты, мясо и бханг. В гимнах в её честь сказано, что она растворяет все формы проявленной вселенной и остаётся даже тогда, когда Махакала вынужден исчезнуть. 

Показательным символом богини считается пепел из погребального костра. В мифе о происхождении богини рассказывается, как измученная от голода Сати проглотила своего божественного супруга Шиву. За что Шива проклял её, обрекая принять форму вдовы, скитающейся в полном одиночестве. В другой известной легенде Дхумавати появляется из дыма, когда Сати сжигает себя в жертвенном костре.

Дхумавати поклоняются для обретения всевозможных сиддх. Известно, что богиня наделяет успехом в абхичаре – способностях убивать и сеять раздоры, к её помощи прибегают для отклонения зловредного колдовства и порчи, она же наделяет силой исцеления, разрушает омрачения, исполняет любые желания и приводит преданного садхака к мокше.

Считается, что Деви в этой форме могут поклоняться только очень искренние бхакты, наделенные особенными качествами характера – вирабхавой, причём эти люди не должны состоять в браке. В данном контексте природа Дхумавати подчеркивает её тесную связь с миром отречения – санньясой, а также практиками леворучной тантры и агхоры. Она благоволит ко всем тем, кто безжалостно отбрасывает мирские привязанности и полностью посвящает себя духовной практике.

Известно, что богиня обитает в страшных и заброшенные местах - шмашанах, перепутьях дорог, домах, где совершались убийства и пожарищах. Роль этой формы Маха-видьи заключается в преображающей силе сознания, а также в развитии чистой и бескорыстной бхакти, без культивации которой невозможно достичь освобождения – мукти. Поскольку Абсолютная реальность постигается только через истинную трансформацию, в том числе преодолении двойственного сознания.

Биджа-мантра богини: ДХУМ


Поделиться ссылкой: