Поиск
Контакты

Бхартрихари

Бхартрихари

Шри Вичарнатх джи.jpg

Правитель Удджаина, отрекшийся от трона и ставший учеником Горакшанатха. Основатель вайраг-пантха, который также называется Бхартрихари вайраг (Bhartṛhari Bāirāg – букв. «отречение Бхартрихари», в честь его отречения от королевского трона). В Традиции также известен как Великий Сиддха Вичарнатх.

Бхартрихари является автором поэм: «Шрингарашатака» (посвященная любви), «Нитишатака» (сто стихов о житейской мудрости), «Вайрагьяшатаку» (посвященная отрешенности). Последнюю он написал, когда встретил Горакшанатха. Также он первый описал теорию речи, звука (как речь связана с сознанием). Ему же приписывают произведения, связанные с грамматикой санскрита («Вакьяпадия»), где он разбирал ее с мистической точки зрения. Некоторые ученые склоняются к тому, что это были три разных человека – йогин, поэт и грамматист.

В Традиции Натхов Бхартрихари – первый даршани. Считается, что Шива дал наставление своему ученику Матсьендранатху носить кундалы в ушах как знак йогина, соединяющего в себе проявленное и непроявленное. Далее этот обычай был передан Горакшанатху и Бхартрихари. Последний, в свою очередь, попросил Горакшанатха, чтобы все натхи 12 пантхов носили кундалы, что отличало бы их от других садху.

Бхартрихари был старшим сыном в семье и по обычаю унаследовал все королевство. Его правление складывалось не слишком удачно, он не оправдывал возлагаемых на него надежд. После трагической гибели всех жен он встретился с Горакшанатхом, и тот показал ему всю иллюзорность мира, материализовав его жен посредством своих сиддх, а затем вновь растворив их в пустоте. Бхартрихари был так поражён увиденным, что оставил трон и стал йогином, достигшим впоследствии многих сиддх. В Удджаине есть несколько пещер, в которых он медитировал.

Бхартрихари обрел способность материализовывать и дематериализовывать свое тело; некоторые натхи верят, что в будущем он станет одним из  Нава-натхов. От Бхартрихари пошел обычай перед принятием санньясы совершать парикрам по всем сиддха-питхам. Также этот сиддха является образцом тьяги и вайрагьи (йогического отречения и отрешенности).

Легенды о Бхартрихари

Одна из легенд гласит, что однажды в его царство пришел Горакшанатх, Бхартрихари поспешил к нему с просьбой даровать ему вечную молодость, так как всем было известно, что тот был великим мистиком, обладающим бессмертием. Горакшанатх дал ему пилюлю, но тот так сильно любил свою жену Пингалу, что отдал ей, чтобы она всегда оставалась молодой, а она в свою очередь отдала своему любовнику (охраннику), тот отдал это проститутке, а та, так как свою жизнь считала страданием, вернула пилюлю обратно Бхартрихари, чтобы король жил как можно дольше. Бхартрихари был шокирован, когда получил пилюлю обратно, вернулся к Горакшанатху и стал его учеником.

Бхартрихари.png

По другой легенде он был охотником и однажды увидел как жена одного из охотников, убитого коброй, провела обряд сати (самосожжения). Хун (в этой легенде его зовут Хун) решил проверить, готова ли его жена на такой поступок, и отправил ей весточку, якобы он погиб во время охоты. Когда же он вернулся – увидел только пепел на ее погребальном костре. Он был так расстроен, что блуждал вокруг костра несколько дней и не мог найти покоя. (По одной из версий Рани Пингала, его жена, была ученицей Горакшанатха, тот дал ей цветок и сказал, что он будет благоухать пока ее муж жив. Когда же она получила известие о смерти мужа, цветок продолжал благоухать, и она поняла что он на самом деле жив, но не смогла смириться с мыслью о том, что муж сомневается в ее любви, и покончила с собой.)

В том месте появился Горакхнатх и спросил короля, отчего тот скорбит. Король ответил, что причина его скорби – любовь к своей жене. Тогда Горакхнатх бросил свою чашу для подаяний и, так как она разбилась, начал плакать, имитируя скорбь короля. Хун сказал йогу, что его потеря не является такой непоправимой, как утрата королевы. На что Горакхнатх ответил, что он может легко воскресить его жену, в то время как чаша его утрачена и это намного печальнее, и окропил водой пепел погребального костра. Появились 25 (по другой версии 100) королев, все один в один как его жена Пингала, они восклицали: «Оставайся отрешенным! Ты сошел с ума? Неизвестно, сколько раз мы были тебе женами, матерями или сестрами!”. Услышав это, Бхартрихари перестал горевать и принял Горакшанатха как Гуру.

Однако, не оставил свое царство и однажды на охоте набрел на стадо оленей, состоящее из 70 самок и одного самца, но у него никак не получалось настигнуть оленя. Тогда одна из самок попросила, чтоб он убил кого-то и них, его жен, но не трогал оленя. Но Бхартрихари был кшатрием и не мог убить самку. Тогда она попросила оленя встретить стрелу царя. Тот согласился с условием: «Отдай мои ноги вору, чтобы он мог убежать от своей жизни; мои рога – йогину, чтобы он мог использовать их для нады; мою кожу – аскету, чтобы он мог на ней поклоняться; мои глаза – прекрасной женщине, чтобы ее называли mirga-naini («с прекрасными глазами лани» – признак красоты женщины в Индии); а плоть мою съешь сам.» Так оно и случилось.

По возвращении в царство Бхартрихари встретил Горакшанатха, который рассказал, что на самом деле он убил не просто оленя, а его ученика. Бхартрихари воскликнул: «Если бы я только имел мистические способности и мог воскресить его!» Горакшанатх взял горсточку земли и кинул на Бхартрихари, тот сразу получил способности и воскресил оленя. Бхартрихари стал Йогином и сопровождал Горакшанатха вместе со своими слугами. Но Горакшанатх отказался принять его в ученики, пока тот не принесет милостыню от своих жен, приняв их в качестве своих матерей; кроме того, он должен практиковать йогу 12 лет. Бхартрихари так и сделал, он стал выдающимся йогином и основал вайраг-пантх. А когда пришел за милостыней к своим женам, сказал: «С точки зрения царя, вы – мои жены, но с точки зрения йогина – вы мои матери, и мой Гуру велел мне так вас и называть».

Эта легенда связана с одним из материалов, используемых при изготовлении джанео в Традиции Натхов – из рога оленя изготавливают свисток йогина.



 Аудио-фрагмент сатсанга Йоги Матсьендранатха Махараджа: о Бхартрихари.


Поделиться ссылкой: