Поиск
Контакты

Пара

Богиня Пара, Высшая Шакти, обычно рассматривается как недвойственная сила Абсолюта, содержащая в себе в скрытой форме весь потенциал творения. Она является Высшей Речью (Пара-вак), изначальной вибрацией, которая является основой всех мантр, знаний, слов и материальных объектов. Ей соответствует иччха-шакти – сила свободного волеизъявления Абсолюта, которая, в конечном счете, и является причиной проявленного мира. В "Малинивиджайотарре" говорится, что именно Пара-шакти дарует освобождение и возвращает дживу к изначальному пробужденному состоянию, состоянию Шивы (Бхайравы) и вселенскому блаженству.

Пара

Один из текстов Трики, "Сиддхайогешваримата", описывает Пару следующим образом:

Следует визуализировать Пару в ее собственной форме, сидящую на лотосе в воздухе, с книгой всех знаний в левой руке. Прекрасную, держащую красивые небесные четки из кристалла в своей правой руке. На ее шее – гирлянда небесной красоты, состоящая из бисера, расположенного по кругу, как почки дерева Кадамба, сияющего как огонь. Эта гирлянда достигает ее ног и безупречна во всех отношениях, как кристалл.

Нужно визуализировать Ее как изливающую божественный нектар бессмертия в середину рощи Кадамба. Она изливает нектар всех знаний, наводняя все вокруг.

Там же даны два метода, связанные с этой визуализацией.

  1. Мритьюнджая-садхана (победа над смертью)
    Садхака должен визуализировать белый, восьмилепестковый лотос над головой, с лунным диском в центре. В центре этого диска пребывает Пара, изливающая нектар бессмертия в отверстие его черепа (брахмарандхру) и наполняющая через него все тело.

  2. Кавита-садхана и Сарваджнятва-садхана (достижение мастерства в искусстве поэзии и обретение всех знаний)
    Пара-шакти визуализируется в лотосе над головой (так же, как и в первом случае), и нектар всезнания истекает из нее в рот садхаки и затем выходит из него (через рот).

В "Прапанчасаре" (приписываемой Шанкаре) в главе, посвященной Трипура Бхайрави, одной из форм Трипура Сундари, дается следующая медитация, похожая на предыдущие:

Если он медитирует на последний из трех семенных слогов, он будет свободен от опасности перевоплощения после смерти и получит благосклонность [Богини] Красноречия-и-Знания. Он должен визуализировать лотос [в сердце] и этот [слог] сияющий и белый, как луна или жасмин, в его центре. Затем он должен представлять Богиню слога, держащую книгу и четки, изо рта которой изливается алфавит снова и снова [исходя из его сердца] и выходит из его рта сплошным потоком.

Богиня в этой визуализации идентична Пара-шакти Трики. Слог, на который предлагается медитировать, – это hsrauḥ, третий слог в мантре Трипура Бхайрави (hsraiṁ hsklrīṁ hsrauḥ). Он равнозначен sauḥбидже Богини Пара, так как мантра Трипура Бхайрави – это видоизмененная форма мантры Бала Сундари в Шри Видье (aiṁ klīṁ sauḥ).

Также есть четырехрукая форма Богини, которая может быть соотнесена с Парой традиции Трики. Эта форма, являясь центром системы Каула в Куларнава тантре, олицетворяет Прасадапара (hsauṁḥ) и Парапрасада (s-hauṁḥ) мантры, которые есть варианты мантры Пары (sauḥ). Это Божество может представлено как мужское (Шива), женское (Шакти) или как оба в одном теле (Ардханаришвара). Оно изображается держащим в своих трех руках сосуд для питья, трезубец, книгу, четвертая рука показывает чин-мудру (жест сознания).

Пара, Сарасвати и Малини

Из-за своего цвета, атрибутов и ассоциации с речью/красноречием и знанием Пару соотносят с Сарасвати, как с олицетворением Речи (Вагишвари) или алфавита (Матрикасарасвати). Возможно, поэтому в ритуалах Трики Пара имеет связь с Божествами алфавита, такими как Малини и Матрика. Например, в "Сиддхайогешваримата" во время ритуала Пара и Малини предстают таким образом, который обозначает их как два аспекта одного Изначального Слова-Абсолюта. Когда садхака устанавливает трех Богинь Пару, Парапару и Апару на острия трезубца мандалы, он ставит Пару и Малини на центральный зубец между Парапарой на левом зубце (с точки зрения садхака) и Апарой на правом. Сначала устанавливается (визуализируется) Парапара, Малини и Апара, а затем Пара устанавливается выше Малини. Абхинавагупта, ссылаясь на такой порядок установки в своей "Тантралоке", объясняет, что Малини и Матрика (которая, по его словам, может занять место Малини в этом ритуале) идентичны самой Паре. В другом месте он определяет Пару и Малини как высшее и запредельное сознание, 37-й уровень реальности (таттву), который есть единство и полнота 36 таттв от Шивы до Земли (притхви), признанных в шиваитской традиции.