Поиск
Контакты

Шри Чакра

Шри Чакра, или Шри Янтра, – это широко известный тантрический символ, отражающий мистическое устройство Вселенной. Центральная часть Янтры состоит из 43 сгруппированных вокруг точки бинду треугольников, образованных пересечением 9 треугольников, представляющих Шакти (пять треугольников, обращенных вершинными углами вниз) и Шиву (четыре треугольника, обращенных вершинными углами вверх). Сорок три треугольника окружены 8-лепестковым лотосом, заключенным в 16-лепестковый лотос. Далее идет внешний квадрат – бхупур.

Бинду символизирует собой метафизический союз Шивы и Шакти, изначальное единство, из которого манифестируется Бытие. «Развертывание» Шри Чакры происходит по часовой стрелке и начинается с левой стороны центрального треугольника – камакалы. Более подробно этот процесс можно описать так: бинду разделяется на три бинду и панчадаши-мантру; из них образуется камакала (бинду становятся вершинами треугольника, а три куты мантры – сторонами, начиная с левой). Пятнадцать слогов мантры плюс центральная бинду составляют 16 калА и являют собой сущность Великой Богини Шри Чакры – Лалиты Трипурасундари. Центральный треугольник является также источником трех видов Матрикипашьянти, мадхьяма, вайкхари, через которые Богиня распространяет себя во все остальные авараны Шри Чакры.

Шри Чакра находится в божественном городе Шри Нагара и окружена 25-ю фортами (стенами), которые символизируют 25 таттв. И если сама Трипурасундари пребывает в самом центре Шри Чакры на своем троне, но множество деват, которые служат ей, располагаются в этих 25 фортах. 

Шри Янтра

Девять аваран Шри Чакры

Буквально «аварана» означает «завеса», «покров» или «ограждение». Авараны включают в себя шесть внутренних секций, образованных 43 треугольниками, оба круга лепестков и бхупур.

Первая аварана

Трилокьямохана-чакра (trilokyamohana-cakra) или бхупур (bhūpur) представляет собой квадрат с четырьмя вратами, состоящий из трех «стен» – белой, красной и желтой. В этой аваране почитаются 28 шакти. Управляющее божество этой авараны – Трипурачакрешвари (Tripurācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвасамкшобхини (Sarvasaṁkṣobhiṇi); Йогини – Пракатайогини (Prakaṭayoginī).

"Трилокьямохана" буквально означает «привлекающая три мира». По одной из трактовок, речь идет о бхур-локе (физическом мире), бхувар-локе (тонком мире) и свар-локе (небесном мире); а также о трех состояниях сознания – бодрствовании, сне и глубоком сне. Трилокьямохана-чакра связана со стражами сторон света и десятью мистическими способностями – сиддхи (анима, лагхима, махима, ишитва, вашитва, пракамья, бхукти, иччха, прапти и сарвакама).

В первой «стене» (линии) находятся 10 Шакти, олицетворяющих собой сиддхи: Анимасиддхи, Лагхимасиддхи, Махимасиддхи, Ишитвасиддхи, Вашитвасиддхи, Пракамьясиддхи, Бхуктисиддхи, Иччхасиддхи, Праптисиддхи, Сарвакамасиддхи.

Вторую «стену» охраняют Ашта-матрики: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави (охраняют 4 входа Шри Чакры); Варахи, Айндри, Чамунда и Махалакшми (охраняют 4 угла Шри Чакры).

В третьей «стене» пребывают 10 Мудра-шакти (с помощью 10 особых мудр садхака почитает Богиню в каждой аваране): Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвавашанкари, Сарвонмадини, Сарвамаханкуша, Сарвакхечари, Сарвабиджа, Сарвайони, Сарватрикханда.

Между первой и второй авараной находятся три круга – тривритта (trivṛtta). В соответствии с "Камакалавиласа-тантрой", три круга символизируют три формы света, исходящих от трёх бинду, находящихся в центре Шри Чакры. Также есть мнение, что тривритта соотносятся с тремя целями человеческой жизни – дхармой, артхой и камой, четвертая же цель, мокша, реализуется, когда адепт достигает центра Шри Чакры.

Вторая аварана

Вторая аварана представляет собой 16-лепестковый лотос, она известна как сарваша-парипурака чакра (sarvāśa-paripūraka chakra). Управляющее божество этой авараны – Трипурешичакрешвари (Tripureśīcakreśvarī); Мудрашакти – Сарвавидхравини (Sarvavidhrāviṇī); Йогини – Гуптайогини(Guptayoginī).

В 16-лепестковом лотосе пребывают 16 Акаршини Деви: Камакаршини Нитьякаладеви, Буддхьякаршини Нитьякаладеви, Ахамкаракаршини Нитьякаладеви, Шабдакаршини Нитьякаладеви, Спаршакаршини Нитьякаладеви, Рупакаршини Нитьякаладеви, Расакаршини Нитьякаладеви, Гандхакаршини Нитьякаладеви, Читтакаршини Нитьякаладеви, Дхарьякаршини Нитьякаладеви, Смритьякаршини Нитьякаладеви, Намакаршини Нитьякаладеви, Биджакаршини Нитьякаладеви, Атмакаршини Нитьякаладеви, Шариракаршини Нитьякаладеви.

В "Камакалавиласа-тантре" о второй аваране говорится:

«пять элементов (бхута) [ земля, вода, огонь, воздух и эфир], десять чувств [пять индрий восприятия и пять индрий действия] и ум – шестнадцать остальных проявлений Богини. Они обитают в шестнадцати лепестках внешнего лотоса как Камакаршини и остальные».

16 лепестков также соотносятся с 16 лунными кала и содержат 16 гласных санскрита, от अ до अः.

«[Внешний же] лотос всегда следует созерцать как несущий на своих лепестках гласные [вместе с двумя – анусварой и висаргой]». 

("Камакалавиласа-тантра")

Третья аварана

Третья аварана, сарвасамкшобхана-чакра (sarva-saṁkṣobhaṇa chakra), представляет собой 8-лепестковый лотос, символизирующий восемь Ананга Деви: Ананга Кусума, Ананга Мекхала, Ананга Мадана, Ананга Маданатура, Ананга Рекха, Ананга Вегини, Ананга Ангуша и Ананга Малини.

Управляющее божество этой авараны – Трипурасундари Чакрешвари (Tripurasundarī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвакаршини (Sarvākarṣiṇī); Йогини – Гуптатарайогини (Guptatarayoginī).

Эти восемь Ананга Деви связаны с психическими процессами, касающимися любви, а также управляют некоторыми тонкими психофизическими процессами в сознании человека. По одной из версий эти восемь Деви представляют пракрити, махат, эго, пять танматр, пять махабхут, десять органов действия и восприятия, антахкаран, пурушу. Другая версия говорит о том, что они есть выражение, понимание, движение, уничтожение, похоть, неприятие, внимание и непривязанность. Также на 8 лепестках лотоса расположены 8 групп согласных от क до ह.

Четвертая аварана

Четвёртая аварана, сарва-саубхагья-даяка-чакра (sarva-saubhāgya-dāyaka chakra), представляет собой внешний "круг" центральной фигуры, состоящий из 14 треугольников. Эта аварана связана с материальным и духовным благополучием.

Управляющее божество данной авараны – Трипуравасини Чакрешвари (Tripuravāsinī cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвашанкари (Sarvavaśaṅkarī); Йогини – Сампрадаяйогини (Saṁpradāyayoginī).

В четвертой аваране почитаются 14 шакти: Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвахладини, Сарвасаммохини, Сарвастхамбини, Сарваджримбхини, Сарвавашанкари, Сарваранджани, Сарвонмадини, Сарвартхасадхика, Сарвасампаттипурани, Сарвамантрамайи, Сарвадвандвакшайанкари.

В соответствии с "Бхавана-упанишадой", эти 14 шакти соотносятся с 14 важнейшими тонкими каналами (нади) в теле человека: аламбушей, куху, вишводарой, вараной, хастиджихвой, яшовати, паясвини, гандхари, пушей, шамкхини, сарасвати, идой, пингалой и сушумной. Также на треугольниках расположены 14 гласных начиная с अ и заканчивая औ.

Пятая аварана

Пятая аварана, известная как сарвартха-садхака-чакра (sarvārtha-sādhaka chakra), состоит из 10 треугольников. 

Управляющее божество этой авараны – Трипурашри Чакрешвари (Tripurāśrī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвонмадини (Sarvonmādinī); Йогини – Кулотирнайогини (Kulotīrṇayoginī).

В пятой аваране почитаются 10 шакти: Сарвасиддхипрада Деви, Сарвасампатпрада Деви, Сарваприянкари Деви, Сарвамангалакарини Деви, Сарвакамапрада Деви, Сарвадукхавимочини Деви, Сарвамритьюпрашамани Деви, Сарвавигхнаниварини Деви, Сарвангасундари Деви, Сарвасоубхагьядайини Деви.

Они соответствуют 10 пранам: пране, апане, вьяне, удане, самане, наге, курме, крикаре, девадатте, дхананджае.

На треугольниках расположены 10 согласных – 5 согласных क-варги и 5 согласных च-варги.

Шестая аварана

Шестая аварана – сарва-ракшакара-чакра (sarva-rakṣākara chakra). Она состоит из 10 треугольников, символизирующих Ракша Деви – энергии, направленные на защиту тела и сознания: Сарваджня Деви, Сарвашакти Деви, Сарваишварьяпрада Деви, Сарваджнянамайи Деви, Сарвавьядхивинашини Деви, Сарвадхарасварупа Деви, Сарвапапахара Деви, Сарванандамайи Деви, Сарваракшасварупини Деви, Сарвепситапхалапрада Деви.

Управляющее божество этой авараны: Трипурамалини Чакрешвари (Tripuramālinī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвамаханкуша (Sarvamahāṅkuśā); Йогини – Нигарбхайогини (Nigarbhayoginī).

На 10 треугольниках расположены десять согласных ट- и त-варги.

Седьмая аварана

Седьмая аварана, Сарварогахара-чакра (sarva-roga-hara chakra), состоит из 8 треугольников, в каждом из которых пребывает Вагдеви: Вашини Вагдеви, Камешвари Вагдеви, Модини Вагдеви, Вимала Вагдеви, Аруна Вагдеви, Джайни Вагдеви, Сарвешвари Вагдеви, Каулини Вагдеви. Восемь Вагдеви (Вак Деви) являются богинями речи, и считаются составителями Лалиты Сахасранамы, а также управляют алфавитом и присутствуют во всем, что с ним связано.

Седьмая аварана затрагивает 5 органов действия (кармендрии), 5 органов восприятия (джянендрии), антахкарану (манас, буддхи, читту и ахамкару), 5 пран, 5 элементов, желание, невежество и карму.

Управляющее божество этой авараны – Трипура Сиддхамба (Tripurā Siddhāṁbā); Мудрашакти – Сарвакешари (Sarvakeśarī), Йогини - Рахасьяйогини (Rahasyayoginī).

Восьмая аварана

Восьмая аварана, сарвасиддхипрада (sarva siddhi pradhā), представляет собой треугольник, направленный вниз. Этот треугольник воплощает Вишва Йони, источник всего феноменального Бытия. В этой аваране происходит полная духовная трансформация адепта.

Управляющее божество этой авараны – Трипурамба Чакрешвари (Tripurāṁbācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвабиджа (Sarvabīja); Йогини – Атирахасьяйогини (Atirahasyayoginī).

В восьмой аваране пребывают три шакти:

  1. Маха Камешвари (нижняя точка треугольника) представляет собой божественную энергию, пронизывающую Вселенную и дживатман, воплощает иччха-шакти, является отражением Пара-бинду; соотносится с камагирипитхой.

  2. Маха Ваджрешвари (правая точка треугольника) олицетворяет проявленность, воплощает джняна-шакти, является отражением Апара-бинду; соотносится с пурнагирипитхой;

  3. Маха Багамалини (левая точка треугольника) воплощает крия-шакти, является отражением Парапара-бинду; соотносится с джаландхарапитхой.

Девятая аварана

Девятая аварана, сарванандамайячакра (sarvānanda-maya cakra), – это бинду, центр, в котором потенциально содержится вся Шри Чакра и из которого происходит ее манифестация. Бинду-таттва включает в себя три бинду: Пара (белое бинду, Шива), Апара (красное бинду, Шакти) и Парапара (смешанное бинду).

В "Камакалавиласа-тантре" сказано:

«Она [Самость] – плотное средоточие Шивы и Шакти и содержит в себе цикл [круговращений] всей Вселенной. Две точки-семени – белая и красная – [пребывающие] в сокровенном взаимном блаженстве – Шива и Шакти, теперь то сокрывающиеся вместе, то открывающиеся вовне в [форме] проявления [Вселенной]».

Именно из бинду исходит 5 божественных действий, таких как творение (sṛṣṭi), поддержание (sthiti), разрушение (saṁhāra), сокрытие Вселенной (tirodhāna), раскрытие Вселенной (anugraha). Эти божественные действия Трипурасундари совершает, пребывая в самом центре Шри Янтры. 

Девятая аварана соотносится с единством Шивы и Шакти, опыт, связанный с ней, ведет садхаку к Освобождению. Управляющее божество этой авараны – Шри Махатрипурасундари (Śrī Mahātripurasundarī); Мудрашакти – Сарвайони (Sarvayoni); Йогини – Парапарати-расахья-йогини (Parāparāti-rahasya-yoginī).