Поиск
Контакты

Панчадаши Мантра

Основная мантра Шривидьи, Панчадаши, состоит из 15-ти бидж (слово pañcadaśa означает «пятнадцать»). Считается, что она ведет свое происхождение еще из Атхарва-веды, а именно из Шри Деви Атхарва-ширши, и шлока может перекладываться в форму бидж.

kāmo yoniḥ kamalā vajrapāṇirguhāhasā matariśvābhrāmindraḥ|
punarguhāsakala māyayā ca purucyeṣā viśvamātādividyā||14||

Кама, Йони, Камала, Ваджрапани (Индра), Гуха, Хамса, Матаришва, Абхра, Индра, Пунаргуха, Сакала, Майя так же являются мантрами Матери Вселенной, которая несомненно есть Брахман.

Слова этой шлоки соотносятся с 15-ю биджами мантры следующим образом:
kāmo (ka) yoniḥ (e) kamalā (ī) vajrapāniṛ (la)-guhā (hrīṃ) ha (ha) sā (sa) mathariśvā (ka) abram (ha) indraḥ (la)| punar guhā (hrīṃ) sakala (sa,ka,la) māyayā ca (hrīṃ) purucyeṣā viśvamātādividyā.

15 бидж образуют 3 группы, или куты (kūṭa):

вагбхава-кута (5 бидж): ka-e-ī-la-hrīṁ
камараджа-кута или мадхья-кута (6 бидж): ha-sa-ka-ha-la-hrīṁ
шакти-кута (4 биджи): sa-ka-la-hrīṁ

Вагбхава-кута соотносится с лицом Лалиты Амбики, камараджа-кута – областью между её шеей и бёдрами, и последняя, шакти-кута, – областью ниже бёдер. Таким образом, три куты образуют всё тело Лалиты. Они также формируют перевёрнутый треугольник, который есть йони Богини, источник рождения Вселенной. Вот почему мантра таит в себе великую силу. Вагбхава-кута – это правая сторона перевёрнутого треугольника, камараджа-кута – верхняя, шакти-кута – левая сторона.

Рассмотрим одну из трактовок этой мантры.

Первая кута состоит из 5 бидж: ka-e-ī-la-hrīṃ. Все три куты оканчиваются на hrīṃ и эта биджа называется хриллекха (hṛllekha). Важно отметить, что хриллекху также называют майя-биджей. Вагбхава-кута известна как агни-кханда и выражает джняна шакти (силу знания) Лалиты. ka означает Брахма, создатель, творец. e означает Сарасвати, Богиню Знания, ī Лакшми, la – Индру и hrīṃ – союз Шивы и Шакти. Биджа ka – это корень кама биджи klīṁ. ka дарует садхаке спокойствие и успех в практике. Следующая биджа e предотвращает несчастья на пути садхаки. ī дарует богатство и благосостояние. Биджа la дает силы, позволяющие побеждать врагов и демонов. hrīṁ состоит из 12-ти звуков: h + r + ī + m и bindu. Бинду – это точка над буквой m (), которая включает себя: ардхачандру, родхини, наду, наданту, шакти, вьяяпику, саману и унмани. При произнесении анусвара распространяется вверх в виде тонких градаций звука.

Существует определённые правила длительности произношения каждой куты. Первая кута должна быть произнесена за 11 матр (матра – время, затрачиваемое на одно моргание, вероятно, даже менее одной секунды). Произносить Вагбхава-куту нужно переводя внимание от муладхары до анахаты, медитируя на куту как на огонь.

Вторая кута - камараджа-кута или мадхья-кута соотносится с областью между шеей и бёдрами Лалиты Амбики. Эта кута имеет наибольшее число бидж, шесть. Они таковы: ha-sa-ka-ha-la-hrīṁ. Некоторые из них, а именно ka, la и hrīṁ были рассмотрены при разборе первой куты, поэтому давайте остановимся только на двух новых биджах. Одна из них – ha – повторяется дважды. Первая ha означает Шива; вторая ha – это элемент акаши («Саундарья Лахари» Шанкарачарьи (шлока 32) трактует вторую ha как солнце) и sa Вишну. При рассмотрении 5 основных элементов sa означает элемент воздуха. В первой куте упоминается Брахма как творец, создатель. В данной куте упоминается Вишну как отвечающий за поддержание мира. Время произношения данной куты – 11.50 матр. Произносить камараджа-куту нужно концентрируясь на чакрах, начиная с анахаты и заканчивая аджной, медитируя на куту как на свет миллионов солнц. Эту куту часто называют сурья-кханда и соотносят со вторым действием Брахмана – поддержанием. Камараджу-куту связывают также с областью желаний и страстей.

Третья и последняя кута называется шакти-кута, она состоит только из четырёх бидж. Эта кута соответствует области от бёдер до стоп Лалиты Амбики. Четыре биджи этой куты таковы: sa-ka-la-hrīṃ. Первая кута состоит из пяти бидж, вторая – из шести, третья – только из четырёх. Может быть, это связано с тем, что поддержание считается самым сложным процессом, в то время как разрушение – более простым. Вагбхава-кута связана с тонкими энергиями (ум, интеллект), камараджа-кута – преимущественно с доблестью, богатством, славой и т.д., а третья кута, шакти-кута, усиливает воздействие двух предыдущих кут. Эту куту рекомендуется произносить на протяжении 8,5 матр. Получается, что в целом Панчадаши мантру следует произносить за 31 матру. В случае же непрерывного чтения этой мантры, её предписано произносить за 29 матр. Но временной фактор не имеет значения, когда мантра произносится мысленно. Произносить шакти-куту рекомендуется, перемещая внимание от анахата чакры к середине лба и медитируя на свет, сравнимый со светом миллионов лун. Причём существует 9 ступеней поднятия внимания от анахаты до середины лба. Эти 9 ступеней есть не что иное как 9 градаций нада, которые были названы при разборе биджи hrīṃ. Эта кута называется чандра-кханда и соответствует третьему действию Брахмана – разрушению. Разрушение (растворение) соотносится с биджей la, которая включает в себя следующее: разрушительное оружие, а именно ваджру (грохот грома, оружие Индры), чакру (колесо; вероятно, имеется в виде сударшана чакра Вишну), тришулу или трезубец Шивы и змея Вишну. Три биджи hrīṃ в Панчадаши символизируют три процесса: творение, поддержание и разрушение.

Разные учителя и тексты могут давать различные интерпретации бидж этой мантры, вот, например, другие:

  • Кама (эрос) – ka, Йони (источник) – ai, Камала (Богиня) – ī, Ваджрапани (Индра) - la, Гуха (Сканда) – hrīṁ, Хаса (Хамса) - ha, sa, Матаришва (воздух) – ka, Абхра (небо) – ha, Индра – la, hrīṁ, sa, ka, la, maya hrīṁ.

  • ka – желание, e – намерение, ī – мотивация, la – осуществление, hrīṁ – свет и реализация осуществлений души. ha – солнце, sa – луна, ka – желание, ha – прана, la – осуществление, hrīṁ – свет и реализация осуществлений души. sa – лунная энергия ума, ka – желания, la – реализация, hrīṁ – Шакти и свет.

  • ka – Шива, e – Шакти, ī – Бог любви, la – земля, ha – Бог Cолнца, sa – лучи холодной Луны, ka – Бог Любви, ha – небо, la – Индра, sa – Пара, ka – Бог любви, la – Вишну.

Панчадаши мантра уникальна тем, что она способна развязывать три узла (грантхи) в теле человека, пробуждать чакры и Кундалини. Так, например, произнося ka e ī la hrīṁ, мы развязываем Брахма-грантхи и активизируем состояние огня. Когда мы произносим ha sa ka ha la hrīṁ, то развязываем узел Вишну-грантхи и активизируем силу солнца, произнося sa ka la hrīṁ, мы развязываем узел Рудра-грантхи и активизируем силу луны.

Слоги Панчадаши мантры также связаны с пятнадцатью лунными сутками (титхи), которые символизируют пятнадцать Богинь Нитья.