Поиск
Контакты

Формы Кали

Согласно Маханирвана Тантре, Кали – это «адья», изначальная форма Деви, а Махавидьи – ее эманации. Нарадапанчаратра упоминает, что существует семь крор (1 крор = 10 миллионов) Махавидий и столько же Упавидий (второстепенных); их количество никогда не может быть определено окончательно. Таким образом, Кали имеет бесчисленное множество форм и известна под многими именами. В Шакти-сангама-тантре, согласно толкованию школы Хадимата, Маха-Шакти носит имя Кали в Керале, Трипура – в Кашмире, и Тара – в Гауде (Бенгалия), в то время как, согласно представлениям линии Кадимата, Ее называют Трипурой в Керале, Тарини – в Кашмире и Кали – в Гауде. 

В Тодала-тантре Кали описывается как имеющая восемь форм: Дакшина-, Сиддха-, Гухья-, Шри-, Бхадра-, Чамунда-, Шмашана- и Маха-кали. 

Махакала Самхита перечисляет девять типов Кали: Дакшина-, Бхадра-, Шмашана-, Кала-, Гухья-, Камакала-, Дхана-, Сиддхи- и Чандика-кали. 

Джаядхратаямала (X век) упоминает двенадцать форм Кали: Калика, Дамбара, Ракша, Индивара, Дханда, Рамани, Ишана, Джива, Вирья, Дхьяна, Праджня и Саптарна, каждая из которых представляет определенное состояние сознания; а высшее состояние символизирует тринадцатая Кали – Каласамкаршини.

Описание некоторых форм Кали

Dakshina Kali 2Дакшина Кали, которую часто можно встретить в храмах и домашних алтарях, является наиболее важной из форм Кали, потому что это Ее наиболее приемлемая и общепринятая форма. Для Нее характерно свирепое, но улыбающееся лицо, четыре руки, распущенные волосы и гирлянда из отрубленных голов. Она обнажена, с пышной грудью, Ее кожа темного цвета, в одной руке Она держит отрубленную голову, а в другой – меч. Третья рука поднята с целью защиты, а четвертая рука благословляет. Она наступает на труп Шивы, появляясь с юга (дакшина). Преданный (бхакта) относится к Ней, как к матери.

Шмашана Кали – это форма Кали, которая связана с местом кремации. В отличие от Дакшина Кали, имеющей синевато-фиолетовый цвет, Она – черная. Она не благословляет и не дает даров. Она выглядит свирепой, змеи скользят по Ее телу, а шакалы составляют Ей компанию. Она пьет кровь, кричит в ночи и танцует с духами шмашана. Ученик-тантрик стремится встретиться с ней лицом к лицу без страха и таким образом заслужить ее признание.

Сиддха Кали – это форма, которую принимает Кали, когда она довольна садхакой. В этой форме она открывает достойному ученику, который имеет качества вира, мистические тайны Вселенной и делает его могущественным. Украшенная драгоценностями с солнцем и луной в качестве серег, Она имеет цвет лица темно-синего лотоса в лунном свете. У нее пылающий язык, и она пьет нектар бессмертия из черепа, которым она делится с садхакой.

GuhyakaliГухья Кали, согласно Тантра-саре, –  скрытый учитель Тантры, живущий в пещерах вдали от человеческого жилья. У Нее запавшие глаза, Она носит черную одежду и украшена змеями. Иногда у Нее на лбу полумесяц, иногда Она кормит Шиву, который принимает форму Ее ребенка, а иногда Она появляется с десятью головами перед теми, кто осмелился Ее увидеть. Она дает могущество, глубокие знания и трансформацию.

Как Бхадра-Кали, свирепая защитница, Она держит в руках боевое оружие, в том числе топор, трезубец, кнут, колокольчик и гремучий барабан, чтобы устрашать врагов. Череп, который она использует как чашу для питья, также служит вершиной ее булавы.

Как Чамунда-Кали, Она темная, истощенная, изможденная, с налитыми кровью глазами, клыками и когтями, сморщенной грудью, скорпионом на впавшем животе и тигровой шкурой вокруг талии. Она сидит на куче трупов, ест внутренности, обмазывает себя кровью и пьет кровь.