Поиск
Контакты

Пуджа

Пуджа

Пуджа पूजा, pūjā

«поклонение, почитание». Религиозный обряд, предназначенный для почитания Божества или Гуру

Этимология

По словам ученых, одно из самых ранних упоминаний о пудже содержится в «Грихья-сутрах», в которых изложены правила для совершения бытовых обрядов. Эти сутры, датированные около 500 г. до н.э., используют термин пуджа, чтобы описать гостеприимство в честь священников, которые приглашались в дом, чтобы проводить ритуалы для усопших предков.

Исходя из цитат в Рамаяне, Пол Тиме предполагает, что слово пуджа относится к приему гостей. Т.е то, что можно предложить гостям, предлагаются и богам. Ритуалы, о которых идет речь, были «пятью великими жертвоприношениями», или панча-маха-ягья, записанные в текстах Грихья-сутр. Пуранический корпус литературы, начиная примерно с 6-го века нашей эры, содержит обширное описание о том, как выполнять пуджу Божеству (дэва пуджа). Таким образом, пуджа соединяет ведические обряды с преданностью божеству в ритуальной форме.

Как историческая практика, пуджа в индуизме была построена вокруг идеи принятия Божества или важного человека в качестве почетного и самого дорогого гостя наилучшим образом, насколько это возможно, и получая счастье и благословение взамен. Таким образом, развитие пуджи возникло из ведических домашних традиций и было перенесено в храмовую среду по аналогии: так же, как важных гостей принимали дома и предлагали то, что им нравилось, так же и богов приветствовали в храме.

Этимологически слово состоит из двух частей: «pū» и «ja». Его можно интерпретировать как буквально, так и символически. Ниже приведены интерпретации этого слова:

  • Согласно одной интерпретации, «pū» означает «очищать» или «делать чистым и благоприятным», в ритуальном смысле это означает искупление. «ja» означает рождение. Таким образом, пуджа означает то, что очищает рождение или жизнь человека. Вполне возможно, что в прошлом пуджа использовалась для поиска прощения посредством ритуального очищения, чтобы избавиться от ошибок прошлых жизней, для мира, процветания или же лучшего следующего рождения. 
  • Согласно другому толкованию, «pū» означает не только очищать, но также различать, мыслить ясно. «ja» означает происхождение или проявление. Таким образом, согласно этому толкованию, пуджа - это то, что ведет к очищению ума и тела и, следовательно, к проницательной мудрости (буддхи).
  • Джаб ван Буйтенен утверждает, что «пуджа» возникла из ритуалов яджны, связав ее с ведическим ритуалом праваргьи.
  • Ригведа в гимне 8.17, в 12 шлоке использует слово «Sachipujanayam» (शाचिपूजनायं), где это эпитет бога Индры в контексте звательного в единственном числе от «возносить хвалу».
  • Саяна, древний ученый и комментатор Вед объясняет этот термин как «хвала, поклонение, призыв».
  • Коллинз утверждает, что слово имеет следующие корни: «pu» (цветок) и «ge» (делать), или же происходит от формы «приносить жертву цветами». Однако, это предложение спорно, потому что «Pu» происходит от индоевропейского корня, а «ge» от дравидийского.
  • В статье Джарла Шарпантье предполагает, что происхождение слова пуджа может лежать в дравидийских языках, были предложены два возможных тамильских корня: Poosai «намазать чем-либо» и Poochei «делать с цветами».

Виды пудж

Деление, конечно, достаточно условно:

Для натхов важной частью дина-садханы является шамбхави-пуджа.

Периодичность и место проведения

Пуджа может проводится как дома, так и быть храмовой церемонией. Проведение пудж не обязательно в индуизме - оно может быть ежедневной частью садханы, периодическим ритуалом или же редким событием. Также пуджа может проводиться, чтобы отметить события, происходящие в жизни, такие как рождение ребенка, свадьба, или начало нового дела. Некоторые индуистские праздники называются соответственно: Дурга Пуджа или Лакшми Пуджа.

Пуджа может включать несколько традиционных подношений (упачар). Количество упачар и формы пуджи могут сильно варьироваться между основными четырьмя направлениями индуизма и линиями передач.

В зависимости от количества упачар пуджа называется следующим образом:

  • от 1-5 упачар панчопачара-пуджа (пуджа на 5 упачар)
  • от 8-10 дашопачара-пуджа (пуджа на 10 упачар)
  • от 13-16 шодапачара-пуджа (пуджа на 16 упачар)
  • Также существуют пуджи на 24, 32, 64 и 108 упачар.

О внутреннем отношении к пудже

Дорогой Гость

Одна из распространенных форм поклонения Божеству - это последовательность действий, которая примерно аналогична тому, как обычно домохозяева обращаются с дорогим гостем.

Во время пуджи первый шаг – это произнесение мантры, приглашение выбранного Бога посетить место поклонения, называется время и названия места. Как только это сделано, предполагается, что Божество согласилось прибыть в указанное место в соответствии с просьбой. Затем поклоняющийся предлагает место божеству с величайшим уважением. Эти почести распространяются, как если бы Божество физически присутствовало перед поклоняющимся.

Например, дорогому гостю предлагается вода или напиток, чтобы утолить жажду, как если бы он долго гулял на ярком солнце, а поклоняющийся предлагает воду Божеству во время пуджи, поставив патру перед мурти или же окропив водой с маленькой ложки.

С аналогичным отношением Божеству предлагаются различные духи и ароматные смеси, такие как порошок куркумы, сандаловая паста. После этого поклоняющийся делает ряд подношений: пушпам (цветы), гандха (сандаловая паста), дхупа (благовония), дипа (лампада), найведья (еда), джала (вода), мантра и т.д.

Все эти действия и подношения предназначены для того, чтобы Божество чувствовало себя как дома в новом окружении. В более сложных церемониях, которые могут длиться не один день, Божеству предлагаются песни, музыку и танцы, а в некоторых случаях устраивают публичные шествия.

Подношения во время пуджи могут быть реальными или воображаемыми. Оба подхода имеют место быть. Их цель - выразить свою благодарность, преданность и любовь.

Церемония пуджи, как правило, заканчивается арати или подношением священного пламени божеству и раздачей прасада. Считается, что когда подносят пищу божеству, она становится чистой, священной и благословленной его прикосновением. Считается, что будучи наполненным Его или Ее энергией, прасад обладает способностью исцелять тех, кто вкушает его, и избавляет от омрачений.

Тантризм

Тантрическая садхана, которая предполагает совершение сложных и развернутых пудж, постепенно ведет садхака от внешних форм и восприятия Божества как гостя к более глубокому, сущностному постижению природы почитаемого Божества. Он стремится к слиянию с Божественным Началом, понимая, что почитаемая ими в данный момент форма — это одна из многих персонификаций Абсолюта. Абсолюта, в котором садхака и растворяет составляющие его ограниченное «я» ингредиенты. При проведении пуджи тантрик как бы совершает восхождение по ступеням, отделяющим его от Парабрахмана, или же, другими словами, он возвращается к источнику всего творения.

В тантре предлагаемые Божеству подношения во время пуджи рассматриваются своего рода «заменителями» приносимых в жертву материй, качеств, органов восприятия, потенциальных способностей воспринимать видимую и ощущаемую садхаками реальность.

Символизм следующий: Гандха — это символ первоэлемента (маха-бхута) Земли (Притхви), Пушпа — Эфира (Акаша), Дхупа — Воздуха (Вайю), Дипа — Огня (Теджас), Найведья и Ачаманья — Воды (Апас).

«Отдавая» Божеству панча-бхута (пять «грубых» первоэлементов), осознающий значение пуджи садхака также жертвует Ему пять танматр — т. е., тонких элементов, воспринимаемых пятью чувствами: звук, осязание, свет, вкус и запах; внешние органы для действий вовне: вак (орган речи), пани (орган осязания), пада (орган движения), пайю (орган выделения), упастха (орган сексуального наслаждения) и внешние чувства для восприятия таких объектов, как звук, прикосновение и т.д. и органы восприятия: шротра (ухо, слух); твак (кожа, осязание), акши (глаз, зрение), расана (язык, вкус), гхарана (нос, обоняние) — индрии и кармендрии. Иными словами, поклоняющийся приносит в жертву самого себя - это очень важно понимать и ощущать в процессе пуджи.

Натхи

Отличительная черта натховских пудж в том, что они начинаются не с карма-канды, а с осознания трансцендентного в себе, после чего снаружи есть место любым пуджам и действиям.

Все методы рассматриваются только как упайи, способы, позволяющие соприкоснуться с божественным, вплоть до полной идентификации себя с ним. У натхов трансцендентное то, с чего все начинается, пустота - основа полноты и наоборот. Натхи не говорят о каком-то конкретном количестве таттв, т.к они все - проявления единой высшей реальности и чем лучше она осознается, тем шире осознавание ее проявлений, сознание как бы поглощает все эти таттвы в себе. Оно их одухотворяет, так что перестает существовать ограниченное восприятие того, что есть духовное, а что материальное.

Т.е. упачары имеют отношение больше к самому садхаке, нежели к чему-то извне, и божество созерцается в себе самом, а не вовне. Собственно атрибуты - проводники определенной силы, для натха вообще нет такого понятия как мертвая материя, все есть энергия.

Натхи - это йогическая традиция, и состояние, реализованное в йогических практиках, усиливает результаты мантра-йоги, потому во многих тантрических предписаниях нет необходимости. Пуджа у натхов не рассматривается как нечто предваряющее интровертное йогическое состояние, оно уже присутствует в самой пудже. Пуджу можно выполнять на уровне анавопайи или шактопайи, этого зависит от того, в каком состоянии она делается.

Атрибуты пуджи - это символы определенных метафизических таттв, атрибуты взаимосвязаны с таттвами. Получается, что осознавание себя как вселенной начинается с простых элементов, переходя ко все более сложным. В конечном счете, осознаются все те таттвы, которые описаны в «Сиддха-сиддханта паддхати».


Поделиться ссылкой: