Поиск
Контакты

Багаламукхи и йога-садхана


Многие рассматривают Багаламукхи как Богиню, которая парализует врагов, однако, ее задача - устранять внутренних врагов в форме наших слабостей . Она помогает контролировать чувства, ум и, что особенно важно, – прану (жизненную силу). Таким образом она ведет к самадхи и свету нашего сознания, который проявляется в форме сияющей Богини Лалиты.  Вот что сказано в виде афоризмов в Багаламукхи-патале:

अंतरवायु – सञ्चार – निरोधेन वा || १२ ||
aṃtaravāyu – sañcāra – nirodhena vā (12)

Или через удерживания воздуха внутри (кумбхака).

तं हठ – योगमाहुः || १३ ||
taṃ haṭha – yogamāhuḥ (13)

Это зовется хатха-йогой.

 Первоначально термин "Багаламукхи" упоминался в Ведах, но именно как имя Богини  वल्गा माता | valgā mātā | Валга Мата. Далее в имени Валга посредством перестановки и изменения букв (варна-вьятьяя) "Ва" трансформировалось в "Ба", а "Ла" и "Га" поменялись местами, получился термин Багала. Сама Богиня описана как та, которая устраняет магические действия врагов, она упомянута в «Кришна Яджурведе» (6.2.10) и «Шукла Яджурведе» (5.23-24). Она там описана как Богиня Вайшнави, устраняющая магические воздействия, а также как та, благодаря которой контролируется прана.    

शिरो वा एतद् यज्ञस्य यद् धविर्धानम् प्राणा उपरवाः । 
हविर्धाने खायन्ते तस्माच् छीर्षन् प्राणाः । 
अधस्तात् खायन्ते तस्माद् अधस्ताच् छीर्ष्णः प्राणाः । 
रक्षोहणो वलगहनो वैष्णवान् खनामीत्य् आह वैष्णवा हि देवतयोपरवाः । 
असुरा वै निर्यन्तो देवानाम् प्राणेषु वलगान् न्य् अखनन्  तान् बाहुमात्रे ऽन्व् अविन्दन्  तस्माद् बाहुमात्राः खायन्ते । इदम् अहं तं वलगं उद् वपामि 

Встречается упоминание Валги в таком же контексте и в «Тайтирия-брахмане», и в «Шатапатха-брахмане» (3.5.4). Далее, она упомянута в Атхарваведе в виде суктам, отменяющая негативное магическое воздействие. Сам термин "Валга" переводится как "упряжка", наподобие той, которой контролируют лошадей. Кстати, в Ведах лошадь – символ праны – жизненной силы. В буквальном смысле речь идет об управлении и контроле. Фактически это одно из значений термина йога, который происходит от युज् | yuj, что тоже может означать упряжку. Самые ранние упоминания этого термина (из которого можно вывести йогический контекст), которые мне удалось обнаружить благодаря французскому ученому Таре Микаэль, встречаются в Ригведе. Первое – это Гимн Савитура (RV 5-81.1): 

युंजते मन उत युंजते धियो विप्रा विप्रस्य बृहतो विपश्चितः। वि होत्रा दधे वयुनाविदेक इन्मही देवस्य सवितुः परिष्टुतिः
yuṃjate mana uta yuṃjate dhiyo viprā viprasya bṛhato vipaścitaḥ। vi hotrā dadhe vayunāvideka inmahī devasya savituḥ pariṣṭutiḥ 

Он - священник, который "запрягает" свой дух, "запрягает" свои возвышенные мысли. Только он знает все правила жертвоприношения. Возвышенное восхваление Бога Савитара. 

Т.е. тут содержится намек на то, что йогическое состояние является основой полноценного почитания. Что, кстати, мы встречаем во многих пуранических и тантрических пуджах, где такие йогические элементы, как пранаяма или бхута-шудхи, всегда идут вначале ритуала.  

Также в Гимне Брахманаспати (RV 1 - 18 6-7): 

सदसस्पतिमद्भुतं प्रियमिन्द्रस्य काम्यम् । सनिं मेधामयासिषं
sadasaspatimadbhutaṃ priyamindrasya kāmyam । saniṃ medhāmayāsiṣaṃ

Того, кто дорогой друг Индры, прекрасного владыку сидения, я почитаю ради обретения интеллекта. 

यस्मादृते न सिध्यति यज्ञो विपश्चितश्चन ।
स घीनां योगमिन्वति ॥७॥
yasmādṛte na sidhyati yajño vipaścitaścana ।
sa ghīnāṃ yogaminvati ॥7॥

Тот, без кого яджна не полноценна, будь он даже искренен. Посредством йоги он подчиняет мысли.

Йога как дисциплина контроля праны, ума, чувств, тела рассматривается во многих текстах, и в данном случае она очень близка по тому смыслу, который несет в себе Богиня Валга, или Багала (Багаламукхи). Также для правильного садхака она в первую очередь Богиня, помогающая подчинить или парализовать своих внутренних врагов, таких как кама, кродха, моха, матсарья и т.д. Хотя, конечно, многие мирские люди, почитая Багаламукхи, надеются вместо устранения своих внутренних врагов подчинить внешних, что является формой внутреннего омрачения. Посредством контроля праны, ума, индрий садхака через Багаламукхи постепенно, в состоянии самьямы, переходит из южной амнаи в верхнюю. Там он обретает опыт Багаламукхи в форме света, сознания или Богини Лалиты. Багаламукхи соотносится с Традицией Шри (Шрикула), и неслучайно в ведических текстах она упомянута как Вайшнави. Хотя в каких-то Тантрах она рассматривается и как Кали желтого цвета – Пита Кали. В любом случае в форме Кали она помогает преодолеть рамки времени, ибо тут также прослеживается связь между временем и праной. Если у вас прана приходит в равновесие, спокойствие, то вы выходите из границ времени, неслучайно Багаламукхи связана и с Мритьюнджая Шивой – Победителем смерти.

Гуру Йоги Матсьендранатх