Поиск
Контакты

Йога-биджа

Йога-биджа

«Йога-биджа» – один из ранних текстов Натха-сампрадаи (примерно 14-й век). В традиции считается, что авторство текста принадлежит Горакшанатху. Больше половины текста схожа со шлоками «Йога-шикха-упанишады», что может служить одним из доказательств принадлежности йога-упанишад к Традиции Натхов. 

Текст представляет собой диалог Шивы Адинатха с его Шакти и содержит наставления по йога-садхане и описание техник (кумбхаки, бандхи, мудры, повторение мантры Со хам и др.). Подчеркивается, что те или иные практики должны быть получены от Гуру, без его милости «Высшая драгоценность» – освобождение – недостижимо. Шива предлагает четверичный путь к освобождению, который состоит из мантра-, хатха-, лайя- и раджа-йоги. Он указывает на особую важность подготовки тела посредством практик хатха-йоги, после чего тело, достигая совершенства, становится «прочнее самого прочного и тоньше самого тонкого»

В «Йога-бидже» встречается одно из самых ранних определений хатха-йоги как союза солнца и луны (шлока 149). Также в целом текст обозначает йогу как соединение двух противоположностей: 

Господь сказал:
89. То, что есть единение апаны и праны, единение своего семени с женской кровью, единение солнца и луны, Дживатмана с Параматманом.
90. Таким образом, соединение в сети двойственности есть йога. Теперь я расскажу о признаках практики йоги.

Текст переведен на русский язык и издан Гуру Йоги Матсьендранатхом Махараджем, его можно приобрести в нашем магазине в составе сборника «Классические тексты Натха-сампрадаи».


Поделиться ссылкой: