Яджняшала
Яджняшала
यज्ञशाला, yajñaśālā
Яджняшала или ягьяшала — место для проведения огненного жертвоприношения. Термин состоит из двух санскритских слов: yajña — «ягья» и śālā — «холм», «ограждение», «зал», «дом».
Под ягьяшалой, как правило, понималась огороженная и защищенная от дождя территория, где согласно сторонам света и в соответствии с многочисленными предписаниями находилось все, что было необходимо для проведения обрядов почитания. В книге «Agni. The vedic ritual of the fire altar» (автор F.Staal) подробно описывается такая конструкция. Коснемся основных элементов. Обычно территория разделялась на две основные части:
1. прачинавамша (prācīnavaṃśa), где располагали южный алтарь и гархапатью (огонь домохозяина, т.е. грихастхи);
2. махаведи (mahāvedi) — главное алтарное место, где находились:
- агникшетра (agnikṣetra) — место для Агни,
- хавирдхана (havirdhāna), где проходил процесс приготовления сомы,
- садас (sadas) — место для рецитации.
Все это вместе называлось шала (śālā), по периметру которой устанавливались столбы, а сверху – крыша, например, сделанная из пальмовых листьев и бамбука. По завершению ягьи все постройки сжигались. Оставался только алтарь в форме птицы, который строился во время многодневного ритуала (агничаяна).
Что касается места для ягьяшалы, то оно могло быть разным и, согласно «Видьешвара-самхите», его выбор влиял на результат ритуала. В тексте перечисляются места от менее к более благоприятным: чистый дом, коровник, берег пруда, место вблизи священных деревьев (туласи, бильвы, ашваттхи), территория храма, берег священной реки или моря, вершина горы. Также здесь говорится:
सर्वस्मादधिकं ज्ञेयं यत्र वा रोचते मनः।
sarvasmādadhikaṃ jñeyaṃ yatra vā rocate manaḥ।«Известно, что наилучшее из всех [мест], где ум сияет (удовлетворен)». (шлока 6, глава 15).
В «Таиттирья-брахмане» можно найти указание на символизм ягьяшалы: садас — это земля, агникшетра — пространство между небесами и землей, хавирдхана — небеса. Дождь — это вода для окропления, растения — священная трава, деревья — дрова, стороны света — столбы. Солнце — жертвенный огонь, жертвователь — жертва, океан — завершающее омовение. Таким образом, можно сделать вывод, что место жертвоприношения — весь мир.