Вьяшти
Вьяшти
व्यष्टि, vyaṣṭi
Вьяшти переводится с санскрита и хинди как «индивидуальность», «часть целого». Духовное учение рассматривает вьяшти как индивидуума – дживу – в противоположность самашти – Брахману. Концепция вьяшти-самашти, части и целого, развивается уже в Ведах, примером ее выражения может служить рассмотрение Агни как отдельного божества, но в то же самое время отождествление его с Индрой, Митрой, Варуной и другими богами:
tvamagne varuṇo jāyase yattvaṁ mitro bhavasi yatsamiddhaḥ |
tve viśve sahasasputra devāstvamindro dāśuṣe martyāya ||
Ты, Агни, являешься Варуной, когда рождаешься, и, разгоревшийся, ты – Митра. О Сын Силы, ты пребываешь во всех богах, ты – Индра для смертных почитателей.”Vasuśruta Ᾱtreya, RV 5.3.1
В социальном смысле – это положение отдельного человека в обществе или части в составе целого. Вьяшти может указывать, например, на дерево, каплю воды, солдата, гражданина, тогда как самашти – на лес, океан, армию, государство.
Вьяшти-пинда описывается Горакшанатхом в «Сиддха-сиддханта паддхати» как индивидуальное тело человека, которое, в свою очередь, является частью самашти-пинды – тела проявленной Вселенной. В приведенном тексте Натха-сампрадаи сообщаются аспекты духовной практики, направленные на интеграцию своего тела (сознания) с макрокосмическим телом Шивы. Мукти достигается через осознание всей Вселенной как своего собственного тела.