Вибхути
Вибхути
бхасма, бхабхутविभूति, vibhūti
«высшее совершенство», «могущество», «сила».
Cвященный пепел, получаемый либо из просеянной золы, оставшейся после ритуала хомы, либо приготовленный сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи.
Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы — трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи, мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма.
61. Пепел, остающийся после ведических огненных обрядов, следует, по окончании этих обрядов, наносить на лоб. Поскольку пепел очищается мантрами, сам обряд принимает вид пепла.
62-65. Поэтому наложение пепла равноценно вбиранию священного обряда в свое собственное «я». Следует сжечь хворостинки дерева бильва, повторяя при этом атма-мантру Агхоры. Такой огонь называется «огонь Шивы» (Шивагни). Пепел, оставшийся от него, называется «Шивагни-джа». Сначала следует сжечь коровий навоз, желательно коричневой или рыжей коровы, а затем хворостинки деревьев шами, ашваттха, палаша, вата, арагвадха или бильва. Пепел, остающийся в результате этого — тоже Шивагни-джа. Или следует сжечь хворостинки в огне дарбха, повторяя мантру Шивы. Просеяв пепел сквозь ткань, следует положить порошок в новый горшочек.
66. Следует использовать пепел, чтобы обрести духовное сияние. Слово «бхасма» (пепел) означает то, что является предметом почитания. Сам Шива почтил его в прежние времена.«Шива Пурана»
глава 18 «Природа рабства и освобождения и прославление лингама Шивы»
В Традиции Натхов существует отдельная бхабхут-дикша, связанная с нанесением освященного пепла на все тело.
См. также бхасма-дхарана.