Ватука-Бхайрава
Ватука-Бхайрава
Ватука (санскр: वटुक, vaṭuka; букв. означает «ребенок») – также Батука, Ватукешвара – форма Бхайравы в образе мальчика или юноши, он защищает дживу от падения в миры Паталы, освобождает из низших миров. Ватука (также как и Дурга или Хануман) устраняет влияние асурических сил (ветал, ракшасов, пишач и т.д.).
На уровне архетипа Ватука схож с Горакшанатхом тем, что «ватука» означает ребенок, и Горакшанатх тоже всегда изображается молодым (нестареющим).
В Рупамандане приведено такое описание Ватука-Бхайравы: он имеет восемь рук, в шести из которых он держит посох с черепом наверху (кхатванга), петлю, копьё, дамару, чашу-череп для подаяний и змею; одна из оставшихся рук держит кусок плоти, а другая – в абхая-мудре. Рядом с этим Бхайравой собака такого же цвета, что и ее хозяин.
В Ватукабхайравакальпе даётся следующее описание этого аспекта Бхайравы: у него три глаза, красное тело и скрученные волосы (джата) красного цвета. Он держит в своих руках копьё, петлю, дамару, череп (чашу для подаяний). Он ездит верхом на собаке. Ватука-Бхайрава изображается совершенно обнаженным и окруженным со всех сторон сонмом демонов.
Иногда Ватуку изображают окруженным пламенем, с большими клыками и круглыми глазами, чтобы подчеркнуть устрашающий аспект этого божества.
Рудраямала Тантра описывает поклонение Ватука-Бхайраве как маленькому мальчику и дает дхьяны (или медитативные описания Ватуки) для каждой из гун и дхьяну для всех трёх гун (вне гун).
В дхьяне трех гун (или выше трех гун) он описан как чистый кристалл, сияющий как лучи от 1000 солнц, цветом как сапфировое грозовое облако и одетый в сапфировую одежду. У него три глаза, восемь рук, у него зубастый, страшный зияющий рот, а также пояс и браслеты из живых змей. Он дигамбара (облаченный в пространство), он могущественный Повелитель всех существ. В правой руке он держит посох с черепом наверху (кхатванга), меч, петлю и трезубец. В его левых руках – дамару, череп и змея и ещё одна рука благословляет преданных варада-мудрой (мудрой, дарующей благо).
Саттвик-дхьяна описывает Ватука-Бхайраву похожего на хрусталь, белого как цветок кунды, одетого в небесную одежду с девятью драгоценными камнями, пылающего вида, украшенного браслетами из колокольчиков, с ярким, красивым лицом с тремя глазами. У него две руки, одна из которых держит трезубец (шула).
Раджасик-дхьяна говорит, что он напоминает восходящее солнце, он красного цвета, с тремя глазами и четырьмя руками: в одной правой руке он держит череп, а вторая рука в варада-мудре, дарующей благословения; в одной левой руке он держит трезубец, а другой показывает абхайя-мудру, рассеивающую страх. У него синее, украшенное драгоценными камнями горло, а в венце сияет полумесяц, он носит одежду красного цвета как цветок бандуки.
Тамасик-дхьяна описывает Ватука-Бхайраву совершенно обнаженным (дигамбара), синего цвета, с покрасневшими волосами, с ужасающими клыками, тремя глазами, браслетами звенящих колокольчиков и с восемью руками.
bhairavo bhuta-nath-ascha bhutatma bhuta-bhavanah ।
kshetradah kshetrapal-ascha kshetragya kshatriyo virat ॥ 1 ॥Бхайрава – это Бхутанатх (Властелин всех живых существ), Бхута-Атман (душа всех форм жизни), Бхута-Бхавана (всегда заботящийся о благе живых существ). Он – податель (кшетра-да) Кшетры (физического тела / Пракрити с 3 гунами) и ее хранитель (кшетра-пала), обладатель кшетра-мудрости (йогической мудрости ), Кшатрий (Воин), Вирата (всепроникающий, всеохватывающий).
Ватука Бхайрава Ападуддхарана Стотра
Ватука Бхайрава Ападуддхарана Стотра состоит из 108 имен Бхайравы и дарует благословение и защиту от опасности (āpad – несчастье, бедствие; uddhāraṇa – избавление, спасение).
Ватука-Бхайрава проявляется в восьми формах (Ашта-Бхайравы) и стоит на защите всех восьми сторон света. Он видит все времена (прошлое-настоящее-будущее), так как запределен времени.
Ватуку называют Прашантой (praśānta – тот, кто достиг полного покоя), Дигамбарой (digambara – dic+ambara – облаченный в пространство, нагой). Ватука – всепроникающий, бесконечный Шива, поэтому направления (dic) не могут окутать его подобно ткани (ambara). Он обнажен, так как он бесконечен.
Бхайрава ужасен – ужасен, потому что он представляет чистое сознание, перед которым рушатся клеши и обусловленность невежественного человека.