Трипундра
Трипундра
त्रिपुण्ड्र, tripuṇḍra или त्रिपुण्ड्रक, tripuṇḍraka «три черты», «три полосы»
Шиваитская тилака.
Священный знак, наносимый на лоб йогином. Состоит из трех горизонтальных линий или широких полос, сделанных рукой с помощью пепла вибхути, глины или пасты сандалового дерева. Подобные линии наносятся на другие части тела, например на руки и грудь.
В «Видьешвара‑самхите» Шива-пураны говорится о том, что трипундра есть отражение сущности Брахмы, Вишну и Рудры, то есть Тримурти. Они в свою очередь являются олицетворением трех процессов: творения, поддержания и разрушения Вселенной, которые также известны как качества Шивы.
Также в этом тексте можно найти еще более подробное описание символики трипундры. Здесь говорится о том, что каждой линии соответствуют деваты (божества).
Первая линия трипундры:
- Звук «А» священного слога ОМ, который состоит из трех букв А, У и М;
- Гархапатья-агни (огонь домохозяина; один из трех жертвенных огней ведического ритуала);
- Бху (земля, один из трех миров);
- Дхарма;
- Раджас (одна из трех гун, соответствует Брахме);
- Ригведа;
- Крийя-Шакти (сила действия, одно из трех основных проявлений Шакти);
- Пратах-савана (утреннее выжимание сока из стеблей сомы во время ведического жертвоприношения);
- Махадева.
Вторая линия:
- Звук «У» священного слога ОМ;
- Дакшина-агни (южный жертвенный огонь);
- Набхас (атмосфера / антарикша);
- Атман;
- Саттва (Вишну);
- Яджурведа;
- Иччха-Шакти (сила воли);
- Мадхьямдинам-савана (выжимание сока из стеблей сомы, которое совершается в полдень во время проведения ведического жертвоприношения);
- Махешвара.
Третья линия:
- Звук «М» священного слога ОМ;
- Ахавания-агни (жертвенный огонь, в который̆ вливают подношения во время ведического ритуала);
- Дива (небеса);
- Параматма;
- Тамас (Рудра);
- Самаведа;
- Джняна-Шакти (сила знания);
- Тритьям-савана (третье, заключительное выжимание сока из стеблей сомы, которое совершается вечером во время ведического ритуала);
- Шива.
Интересное дополнение к этому списку можно найти в «Шадвимшабрахмане». Согласно этому тексту, из жара Праджапати возникли дэвы, из их сущности или божественной сомы — земля, воздух (антарикша) и небеса. Далее из земли проявилась Ригведа, из воздуха — Яджурведа, из небес – Самаведа. Затем сущность Ригведы нашла свое отражение в огне Гархапатья-агни, Яджурведы — в Дакшина-агни и Самаведы — в Ахавания-агни.
Существуют и другие трактовки символики трипундры. Например, согласно Кашмирскому шиваизму, каждая из линий символизирует собой один из трех видов ограничений человека: анава-мала, карма-мала и майя-мала.
Считается, что трипундра, наносимая на лоб с преданностью к Шиве, разрушает все грехи, дарует различные блага и освобождение.