Поиск
Контакты

Теджас

Теджас

तेजस् , tejas

Буквально переводится как «огонь», «жар», «сияние», «блеск», «свет», также «жизненная сила».

Теджас как огонь является одним из пяти первоэлементов (панчамахабхут) – см. теджас-таттва. Как сияние или жар он представляет собой тонкую суть огня. 

Согласно Аюрведе, из теджаса, как тонкой сущности агни-таттвы, образуется питта-доша. Теджас отвечает за тепло, пищеварение, формирование и трансформацию всех семи дхату (тканей), каждая из которых имеет свой теджас, а также за остроту ума, зрение и ясность глаз. 

Как три доши – вата, питта и капха – действуют в теле совместно и нуждаются в балансе, точно так же и три тонких составляющих этих дош – прана, теджас и оджас – находятся в постоянном взаимодействии, влияют друг на друга. Прана, как воздух, раздувает теджас (огонь), увеличивает его силу и чистоту, благоприятное влияние на тело. Если прана разбалансирована, то и теджас искажен или ослаблен. Оджас же создает среду для передачи теджаса в теле, для питания всех дхату, усвоения грубой и тонкой пищи. При слабом оджасе сила огня ослабевает, нарушается пищеварение и образуется ама (токсины).

Кроме того теджасом может называться духовный огонь, духовная сила, сияние, проявляющееся в том числе и во внешнем облике. Например, в «Деви-махатмье», глава 2, боги силой своего теджаса (сияния, духовной мощи) сотворили Великую Богиню, убийцу демонов, разрушительницу невежества:

tato'tikopapūrṇasya cakriṇo vadanāttataḥ |
niścakrāma mahattejo brahmaṇaḥ śaṅkarasya ca ||10||
И от полного неистового гнева лика Держателя диска, а также лиц Брахмы и Шивы истек великий свет.

anyeṣāṁ caiva devānāṁ śakrādīnāṁ śarīrataḥ |
nirgataṁ sumahattejastaccaikyaṁ samagacchata ||11||
И от тел других, возглавляемых Индрой, девов, истекло великое сияние, и то (сияние) сгустилось воедино.

atīva tejasaḥ kūṭaṁ jvalantamiva parvatam |
dadṛśuste surāstatra jvālāvyāptadigantaram ||12||
Девы видели пред собой столб света – воистину ослепительно сиявшую гору, объявшую огнем все пространство.

atulaṁ tatra tattejaḥ sarvadevaśarīrajam |
ekasthaṁ tadabhūnnārī vyāptalokatrayaṁ tviṣā ||13||
И невиданный объединенный свет, рожденный из тел всех девов, стал Женщиной, озарившей сиянием три мира.

Теджас увеличивается в результате успешной йогической практики.

В «Хатха-йога прадипике» описано обретение йогином сияющего, светящегося (tejasvī) тела:

divya-dehaśca tejasvī divya-gandhastvarogavān ।
sampūrṇa-hṛdayaḥ śūnya ārambhe yogavānbhavet ॥4.71||

В [состоянии] арамбха йогин переживает полноту [блаженства] в пустоте [своего] сердца (шунья-хридайя или хридайя-акаша), его тело приобретает сияющий и божественный вид, [источает] божественный аромат и становится здоровым. (4.71)

Термин «теджас» может быть использован и для обозначения внутреннего света (света сознания, света Атмана и т.д.). Так, «Гхеранда-самхита» дает описание нескольких вариантов теджо-дхьяны (созерцания света, синоним джьотир-дхьяны), вот один из них:

bhruvormadhye manordhve ca yattejaḥ praṇavātmakam ।
dhyāyejjvālāvalīyuktaṃ tejodhyānaṃ tadeva hi ॥ 18॥

В межбровье, за пределами ума, [находится] свет, имеющий природу Пранавы (слога ОМ). Следует созерцать [это] пламя, соединяясь с ним. Это, несомненно, теджо-дхьяна. (6.18)


   


Поделиться ссылкой: