Сукшмашарира
Сукшмашарира
Сукшмашарира, Сукшма-шарира (Санскрит. सूक्षम शरीर sūkṣma-śarīra).
Тонкое тело, одно из трех тел, присущих человеческому существу, воплощенной душе — дживе. Иногда тонкое тело также называют линга-шарира.
Сукшма-шарира — это тело ума и жизненной энергии, которые поддерживают физическое тело и делают его живым. Жизненная энергия (прана) циркулирует по тонким каналам (нади), оживляя и скрепляя более грубые структуры организма. Прана — это сама жизнь, без нее грубое тело мертво. Праническое тело имеет свою структуру, разные типы энергии циркулируют по каналам, важнейшими из которых является ида (левый), пингала (правый) и сушумна (центральный). Основные точки пересечения каналов называются чакрами.
Кроме структур жизненной энергии, к тонкому телу относятся структуры ума, а также промежуточные структуры между человеком и внешним миром:
В разных системах (у Натхов, в Санкхье, Адвайта-Веданте и других) классификация пран, количество чакр, а также перечень элементов, относимых к уму, могут слегка отличаться.
В плане состояний с тонким телом соотносится состояние сна cо сновидениями (свапна). Находясь в сновидениях, человек находится на уровне тонкого тела, он не ощущает в этот момент свое физическое тело, но находится на уровне мыслей и эмоций.
Тонкое тело менее инертно, чем физическое; любому изменению в теле на физическом плане предшествуют изменения на тонком, причина которых, в свою очередь, находится еще глубже на причинном уровне. Воздействуя на одно из тел, можно получать результат на уровне другого тела.
В Адвайта-Веданте тонкое тело больше рассматривается как препятствие и ему не уделяется большого внимания, в то время как в йоге и тантре тонкое тело является инструментом многих практик. Йогическая садхана, начиная с практики асан и пранаям, меняет общее состояние энергии, наша прана приобретает новые качества, что воздействует, в свою очередь, и на ум. Правильная йогическая практика позволяет подниматься к осознанию все более высоких аспектов ума (буддхи), что недоступно обычному человеку.
Так как ум (манас) является частью тонкого тела, оно не может быть познано исключительно с позиции ума, и его познание предполагает более высокие уровни духовной реализации.
После смерти тонкое тело распадается – прана покидает физическое тело, которое вследствие этого тоже начинает распадаться, один за другим исчезают чувства восприятия, исчезает личность (ахамкара) и память. Вместе с новым рождением эти структуры формируются заново.
В контексте доктрины пяти оболочек (панча-коша), как утверждает Пингала Упанишада (Шукла Яджурведа), к сукшма-шарире относятся Пранамайя-коша (тело праны), Маномайя-коша (тело разума), и Виджнянамайя-коша (тело интеллекта).
К системе трех тел (шарир) относится также стхулашарира и каранашарира. Все тела взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому лучше всего рассматривать их в комплексе.