Поиск
Контакты

Шодаши

Шодаши

Шодаши

षोडशी, ṣoḍaśī

Шодаши – имя Богини Матери, которое можно перевести как «шестнадцатая», от санскр. षोडश, ṣoḍaśa – «шестнадцать». В этой форме Деви представлена как прекрасная 16-летняя девушка, ее мантра состоит из 16 слогов. Она известна как форма Лалиты, Трипурасундари и занимает важное место в тантрической традиции Шривидья.

Согласно описанию в ее дхьяна-мантре, лицо Шодаши сияет светом восходящего Солнца. Этот цвет олицетворяет радость, сострадание и озарение. Шодаши изображается с четырьмя руками, в которых Она держит пять стрел, петлю, стрекало и лук. Стрекало (анкуша) символизирует способность парализовывать (стамбхана), петля (паша) – это сила подчинения (вашикарана), лук (дхану) – это сила очаровывания (мохана),  5 стрел (вана) – это сила страсти (джамбхана). Стрелы из сахарного тростника символизируют контроль ума, а цветочные стрелы – 5 чувств. Часто Она изображается сидящей на Садашиве, на особом троне, который опирается на Брахму, Вишну, Рудру, Ишвару.

По одной из версий, происхождение этого имени связано с лунными титхами. 15 дней растущей луны и 15 дней убывающей луны составляют лунный месяц. Шодаши (16-я титхи или кала) есть, таким образом, Та, кто превосходит ритмы времени и лежит в их основе. Она – дополнительный элемент, дающий титхи толчок к изменению, реальность, управляющая космосом.

Трансцендентной 16-ой кала, пронизывающей все остальные, соответствует скрытая Шодаши-биджа śrīṁ, последняя из санскритских гласных – aḥ (अः) и Маханитья (Лалитамбика, Махакамешвари).

Почитание Шодаши может происходить в любое время, вне зависимости от лунного месяца, времени суток, титхи, пакши. Однако, в форме 16-слоговой Шодаши-мантры Лалитамбика пребывает каждое новолуние. Медитация на Нее с этой мантрой во время saṁkrama (точного соединения луны с солнцем, длящегося несколько драгоценных минут) быстро приводит к нисхождению милости (шактипат) и ведет садхаку к мукти.

Шодаши в Шри Видье

Шодаши – Богиня Урдхва-амнаи, которая связана с трансцендентным, верхним ликом Шивы. Поэтому почитание Шодаши направлено на обретение мокши (освобождения) и знания Брахмана (Брахма-видья).

Гуруджи Рамешчандра Шарма, на мой взгляд, приводил удачный пример, что верхняя амная подобна фонтану: если он равномерно бьет вверх, то нектар падает на все стороны света сразу. Т.е. Урдхвамная – это еще и обилие, и суть всего сразу, отсюда Шри и ассоциируется с освобождением, а также с обилием.

Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж

В традиции Шри Видья прежде чем почитать Шодаши, садхака проходит долгий путь трансформации, почитая другие формы Лалиты – Бала (Богиня в образе девочки) и Трипурасундари (15-летняя Богиня, у которой начался менструальный цикл).

Затем садхака переходит к практике мантры на шестнадцать слогов, почитая 16-летнюю Шодаши, которая является сущностью предыдущих Богинь и позволяет получать напрямую знания от Богини и постигать Атман. Передачу мантры на шестнадцать слогов часто называют шакта-абхишекой.

Только после этого садхака поклоняется Махашодаши с мантрой из 28-ми слогов. В этой форме Богиня – зрелая женщина, Она соединяется с Шивой Камешварой и становится Камешвари. Эта инициация называется пурна-абхишека.

Как форма Трипурасундари, Шодаши также почитается в Шри Янтре, но при ее почитании помимо известных девяти аваран янтры почитается и десятая (скрытая в девятой, в бинду), она и связана с Шодаши – трансцендентным аспектом Богини. 

Связь Шодаши и Кали

Шодаши является одной из Десяти Махавидий, почитание которых распространено в Кали Видье, и может рассматриваться там как Ракта-Кали (Кали красного цвета).

Как Махавидья, Шодаши дарует садхаке освобождающее знание, кристальную чистоту, энергии игривости (так как она есть форма Лалиты), процветания, способности привлечения и исполняет все желания. Хотя в целом Она ассоциируется со светом, чистотой и благосостоянием, Шодаши, являясь формой Кали, может проявляться и в грозном, воинственном аспекте, а также как защитница дхармы. Существует легенда, согласно которой Шодаши проявилась благодаря ягье Богов ради борьбы с демоном Бхандасурой. 

Ее связь с Кали также иллюстрирует одна легенда. Однажды Ади-Шакти оставила свою форму Кали и приняла образ Гаури, но Шива все равно обращался к ней как к Кали. Это обижало Богиню и в итоге создало дистанцию между ними. Она удалилась в медитацию на гору Сумеру в недоступное место, так что Шива не мог Ее найти. Мудрец Нарада услышал о размолвке и решил узнать, можно ли еще увеличить разрыв между Шивой и Шакти. Увидев, как Шива пытается найти Шакти и в своем сердце зовет ее различными именами, он явился к Шакти и сказал, что ее супруг произносит имя какой-то другой женщины, и, вероятно, вступил с ней в отношения. Конечно, это нарушило медитацию Шакти, в ярости она опять обрела форму Кали. В этом великом гневе она вдруг обрела образ самой прекрасной и нежной девушки, которая только могла существовать в этой проявленной Вселенной. Представ перед Шивой, Она увидела отражение этой 16-летней девушки в сердце Шивы и разозлилась еще больше, думая, что это та самая новая женщина Шивы. Но Махадев с улыбкой сказал: «То, что ты видишь в моем сердце – твое отражение». Помедитировав на сердце супруга и поняв, что он прав, Богиня спросила: «Под каким именем будет известна эта красивая девушка?», на что Шива ответил, что в этой форме Деви будут называть Шодаши Махавидья, та, что отражает запредельное превосходство, совершенство.

Шодаши в традиции Натхов

В Традиции натхов во время одной из инициаций, которая называется упадеши-дикша, Гуру передает ученику мантры и формы упасаны Йогамайи Баласундари. Этот аспект «вечно юной» Богини соответствует Богине Бала в Шри Видье, но мантра немного другая. В образе Йогамайи Баласундари могут почитаться и все остальные формы Деви, в том числе и Шодаши. Путь натхов, садху более прямой и быстрый, потому они могут сразу сделать скачок туда, где различия сходятся в одной точке.


Поделиться ссылкой: