Шададхван
Шададхван
Шададхва, Шададхван
षडध्वा ṣaḍadhvā – шесть путей (षड् ṣaḍ – шесть, अध्वा adhvā – путь).
Процесс манифестации Вселенной как Речи, выраженный одновременно двумя путями – раскрытие в направлении Содержания (артха) и в направлении Формы (шабда). Это раскрытие происходит на трех уровнях – высший, тонкий и грубый – всего получается шесть путей (шададхва).
Раскрытие Шивы, или Пракаши, соотносят с шабдой и также называют vācaka (вачака, обозначающее). Шакти, или Вимарша, соотносится с артхой, иначе – vācya (вачья, обозначаемое).
В текстах Шривидьи и вачья, и вачака рассматриваются как манифестация Парашакти.
Сила сознания в форме высшего света, разделенная на означающего [или обозначение] и означаемое, как буквы и таттвы, находится в сжатом состоянии в форме Богини Кулы. В то же время, своей милостью последовательно разделяя буквы и таттвы на шесть частей, Она поглощает шестичастный путь, и, находясь в основе высшего света и превосходя все характеристики имени, формы и джати, Она расцветает или трансформируется.
Комментарий Madrāsī Artharatnāvalī на Nityāṣoḍaśikārṇava 4.5
Шесть путей, представляющих собой вечный союз Шивы и Шакти, творящий Вселенную на трех уровнях, таковы:
- высший уровень – пара. На высшем уровне артха проявляется калА (пять форм изначальной энергии), а шабда – как варна (буквы санскрита).
- средний уровень – парапара – сочетание высшего и низшего. На этом уровне артха проявляется как таттва, один из 36 элементов шиваизма, а шабда – как мантра.
- низший уровень – апара. На этом плане артха проявляет себя как бхувана (миры), а шабда появляется как пада (слова)
Вачака/шабда | Вачья/артха |
варна | калА |
мантра | таттва |
пада | бхувана |
Триада со стороны вачака определяет во Вселенной время (kalādhvā), а со стороны вачья – пространство (deśādhvā).
Таким образом, Шива и Шакти, как суть и форма, или речь, обозначающая ее – формируют нашу Вселенную на всех уровнях и в категориях пространства и времени.