Шабда
Шабда
शब्द, śabda
Звук, шум, голос, слово, речь.
В индийской философии шабда может указывать на звук в целом – объект органа слуха, так и означать звучание именно человеческой речи. Иногда шабда означает священный слог Ом, или речь Гуру, или просто истинное высказывание.
Шабда является одной из танматр, тончайших первоэлементов (таттва) Вселенной, являющихся основой физических элементов (бхута). Из танмантры звука проистекает пространство (акаша).
Некоторые индийские философские школы не могли сойтись во мнении — является ли шабда изначально вечной или все-таки звук — это тварное явление. Тезис о несотворенности шабды был аргументирован безначальностью и безавторством Вед. Звук слышимой речи, как имеющий свое начало и конец — есть не столько его появление, но проявление, поскольку сущность шабды есть сам Абсолют (Шабда-брахман), разворачивающийся в мир. Подобные споры отражают огромную роль устного слова, передаваемого авторитетным лицом, например, Гуру или брахманом.
Натхи также придерживаются версии о нетварности шабды, указывая на него как на первейшее проявление безличного Абсолюта в виде анахата-нады, т.е. неударной изначальной вибрации (нада), звука Ом. Одна из основных практик натхов – наданусандхана, сосредоточение на внутреннем звуке анахата-нады, посредством которого постигается Брахман. В "Горакх-сабади" говорится, что через постижение шабды происходит восприятие Алакх Ниранджана:
वेद कतेब न षांणीं वाणीं, सब ढंकी तलि आंणीं |
गगनि सिषर महि सबद प्रकास्या, तहं बूझै अलष गबनांणीं ||४||
ved kateba na khā̃ṇī̃ bā̃ṇī, sab ḍhankī tali ā̃ṇī,
gagani sikhar mahi sabad prakāsyā, tahã būjhai alakh binā̃ṇī[Истина] не в Ведах, не в священных книгах, не в [четырех] формах рождения или видах речи – все они лишь ее покровы. В вершине небесного пространства (в брахмарандхре) сияет великое Слово (сабад или шабда), там йогин, обладающий живым знанием (вигьяни), воспринимает запредельное, не ограниченное символами (алакх).