Вид вечнозелёных широколиственных деревьев. В Индии, Непале и др. азиатских странах высушенные плоды рудракши используют для изготовления чёток - рудракша-джапа-малы.
Четки для джапы (повторения мантр). Их использование имеет особое значение и важность. Большей частью используются четки из ягод рудракши, которые обычно носят шиваиты вокруг шеи, на руках или в специальном мешочке. Количество бусин обычно 108, но бывают четки и с меньшим их количеством (например, 54, 18). Бусинки используются для подсчета количества прочитанных мантр.
Зерна рудракши важны для йогина по разными причинам. Слово «рудракша» означает «глаз Рудры (Шивы)» и может относиться к третьему глазу трансцендентного видения. В оболочке плода видят несколько (обычно пять) ликов («мукха») Шивы - это отметины, напоминающие глаз. Считается, что связка из 108 ягод (четки) представляет многочисленные следующие одно за другим проявления Шивы на Земле. Некоторые плоды рудракши могут иметь до четырнадцати ликов. В «Чандраджнана агаме» описываются результаты ношения на теле рудракши с разным числом ликов. Зерна рудракши также используются в некоторых пуджах.
Иногда, если мантра тантрическая и есть определенные предписания, то используются малы из других материалов, например, из камней или коралла. Следующая мантра для рудракши произносится, когда вы одеваете рудракша-малу в начале дня. Также ее используют для очищения четок.
rudrākṣ mantra
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś | oṁ guru jī | mukhe brahmā madhye viṣṇu liṅg nām maheśvar sarvadev namaskāraṁ rudrākṣāya namo namaḥ | gagan maṇḍal me dhundhukārā pātāl nirañjan nirākār | nirākār me carṇ pādukā carṇ pādukā me piṇḍi piṇḍi me vāsuk vāsuk me kāsuk-kāsuk me kūrm-kūrm me marī-marī me nāgphaṇī alaṣ puruṣ ne bail ke sīṅg par rāī ṭhahrāī | dhīraj dharm kī dhūnī jamāī vahaṁ par rudrākṣ sumer parvat par jamāje usme se phūṭe chah ḍālī ek gayā pūrv ek gayā dakṣiṇ ek gayā paścim ek gayā uttar ek gayā ākāś ek gayā pātāl usme lāgyā ek mukhī rudrākṣ | śrī rudra par carhāye | śrī oṁkār ādināth jī ko |
(шея) do mukhī rudrākṣ carhāye candra sūrya ko |
(голова) tīn mukhī rudrākṣ carhāye tīn lolo ko |
(правая рука) caturmukhī rudrākṣ carhāye cār vedoṁ ko |
(асана) pandrah mukhī rudrākṣ carhāye pandrah tithio ko |
(левая рука) solah mukhī rudrākṣ carhāye solah śrīṅgār ko |
(земля под асаной) satrah mukhī rudrākṣ carhāye śrī sītā mātā ko |
(земля под асаной) aṭhārah mukhī rudrākṣ carhāye aṭhārah bhār vanaspatiyo ko aṭhārah purāṇ ko|
(левая ладонь) unnīs mukhī rudrākṣ carhāye alaṣ puruṣ ko |
(горло) bīs mukhī rudrākṣ carhāye viṣṇu bhagavān ko |
(левая ладонь) ikkīs mukhī rudrākṣ carhāye ikkīs brahmāṇḍ ko |
(джата) niramukhī rudrākṣ carhāye nirākār ko |
(шея) itnā rudrākṣ mantr sampūrṇ bhaya | nirañjan śrī śambhujatī guru gorakṣanāth jī ko | śrī nāth jī ko caraṇ kamal me ādeś | ādeś |
itnā rudrākṣ mantr sampūrṇ bhayā | śrī nāth jī guru jī ko ādeś | ādeś ||
Святому имени Адеш! Гуруджи Адеш! Ом Гуруджи! Приветствие рудракше, приветствие Брахме, пребывающему в голове, Вишну, пребывающему в середине теле и Махешваре, чей образ – Линга! Приветствие всем Божествам! В гагана-мандале в звуке Нады объединяются все миры, от паталы до чистейшего и бесформеного. В бесформенном – Гуру-падуки, в Гуру-падуках – Шива-линга, в Шива-линге – змей Васуки, в Васуки – аватар Касуки, в Касуки – Курма (черепаха), в Курме – смерть, в смерти – Нагпани. Запредельный Пуруша проявляется в звуке из кривого рога быка. Установленная в бесстрашии возле дхуни, рудракша, пребывающая на горе Сумеру, расщепляется во всех шести направлениях: на восток, на юг, на запад, на север, в небеса и в паталу, соединяясь в одноликой рудракше. Предлагаю ее Шри Рудре! Шри Омкар Адинатху!
(касаясь шеи) Двухликую рудракшу предлагаю Чандре и Сурье,