Нара-таттва
Нара-таттва
नरतत्त्व, nara-tattva
В переводе означает «человеческая природа» («нара» — «человек», «таттва» — «природа» или «сущность»).
В Натха-сампрадае духовное обучение заключается в развитии отношений с Гуру, следовании его наставлениям. Причина этого в том, что нам, как человеческим существам, нара-таттва ближе всего для восприятия. Например, божества — это такие уровни сознания и энергии, которые ученик может быть неспособным воспринять сразу. Поэтому, когда через Гуру в человеческой форме проявляется трансцендентное знание, это ускоряет наше развитие в садхане.
В текстах натхов, а также в тантрических писаниях утверждается, что Гуру, явленный в человеческом облике – первостепеннее всего, даже божеств. Нара-таттва для натхов очень важна — деваты здесь представлены в образе йогинов, а не их привычных абстрактных форм: Шива — в виде Горакшанатха, Ганеша — Гаджакантхарнатха, Вишну — Сантошнатха, Брахма — Сатьянатха и т.д. Человеческая форма божества легче всего воспринимается человеком, так как связана с ним самим (с его нара-таттвой), ему легче сосредотачивать и удерживать внимание на таком образе, что позволяет его энергии и уму раскрываться.
Более того, натхи стремятся обрести совершенную духовную реализацию именно в собственном теле, в человеческой форме. В традиции считается, что для достижения целей йоги наиболее благоприятным является человеческое тело. Поэтому Горакшанатх – идеал всех практикующих йогу – является совершенным проявлением трансцендентной и имманентной природы бога, которые сочетаются в человеческой (нара) форме. Нара-таттва первоначально тождественна Абсолюту, но в силу невежества люди могут не ощущать этого. Правильная практика хатха-йоги очищает прану, тонкие каналы в теле, позволяя сознанию одухотворять тело и вновь воспринимать эту божественную связь.