Поиск
Контакты

Муни

Муни

Муни

Санскр. मुनि, muni.

Аскет, давший обет полного молчания, или кто говорит крайне редко и стремится к неподвижности ума.

Слово «муни» развивалось из корня man, означающего «думать, размышлять, созерцать, медитировать» – внутренние активности, в норме осуществляемые беззвучно. Постепенно смысл «молчащий мудрец» зафиксировался в качестве основного. Некоторые исследователи, в частности Карел Вернер, предлагают не воспринимать его буквально, особенно когда речь идёт о ранних периодах индийской истории. По их мнению, в отличие от поэтов-риши, сложивших гимны Вед и ставших родоначальниками доминирующей духовной культуры – молитв, жрецов и ритуалов – для муни было не характерно транслировать свой трансцендентный опыт широкому кругу людей. Они не проповедовали, практиковали уход из социума, то есть «хранили тишину», были «не слышны».

При этом традиция риши и традиция муни не исключали друг-друга полностью. Упоминания муни, хотя и немногочисленные, встречаются в древнейших ведических текстах, а единственный посвященный им полностью ведический гимн, «Кеши-сукта», описывает молчащих аскетов с уважением и явной симпатией. (В нижеприведенном переводе, выполненной Т. Я. Елизаренковой, вместо слова «муни» используется как раз «аскет».)

keśyagniṃ keśī viṣaṃ keśī bibharti rodasī ।
keśī viśvaṃ svardṛśe keśīdaṃ jyotirucyate ॥1॥

Косматый (несет) огонь, косматый (несет) яд. Косматый несет две половины вселенной.
Косматый (делает, чтоб) мир увидел солнце. Косматый зовется светилом.

munayo vātaraśanāḥ piśaṅgā vasate malā ।
vātasyānu dhrājiṃ yanti yaddevāso avikṣata ॥2॥

Аскеты, подпоясанные ветром, одеваются в коричневые грязные одежды.
Они следует порыву ветра, когда боги вошли (в них).

unmaditā mauneyena vātām̐ ā tasthimā vayam ।
śarīredasmākaṃ yūyaṃ martāso abhi paśyatha ॥3॥

Возбужденные состоянием аскета, мы оседлали ветра.
Только тела наши вы, смертные, видите перед собою.

antarikṣeṇa patati viśvā rūpāvacākaśat ।
munirdevasyadevasya saukṛtyāya sakhā hitaḥ ॥4॥

Он летит по воздуху, глядя вниз на все формы.
Аскет каждому богу добрый друг, готовый на благое деяние.

vātasyāśvo vāyoḥ sakhātho deveṣito muniḥ ।
ubhau samudrāvā kṣeti yaśca pūrva utāparaḥ ॥5॥

Конь Ваты, друг Вайю, вот аскет, подстегнутый богами.
Он живет возле двух морей: которое восточное и (которое) западное.

apsarasāṃ gandharvāṇāṃ mṛgāṇāṃ caraṇe caran ।
keśī ketasya vidvānsakhā svādurmadintamaḥ ॥6॥

Странствуя тропой Апсарас, Гандхарвов, диких зверей,
Аскет понимает (их) волю: он их милый, самый привлекательный друг.

vāyurasmā upāmanthatpinaṣṭi smā kunannamā ।
keśī viṣasya pātreṇa yadrudreṇāpibatsaha ॥7॥

Вайю для него сбивал (напиток), Кунаннама выдавливала,
Когда косматый из сосуда с ядом пил вместе с Рудрой.

(«Ригведа», X, 136)

«Обычно ведийские риши были грихастхами, вели семейный образ жизни, а муни были лесными отшельниками. Приложения к Ведам разделялись на Брахманы (карма-канда), Араньяки (упасана-канда) и Упанишады (джняна-канда). Эти тексты и их предписания могут рассматриваться как соответствующие четырем стадиям жизни человека: Веды – брахмачарин, Брахманы – грихастха, Араньяки – ванапрастха и Упанишады – для санньяси или муни. Муни, в отличие от брахманов и риши, практически не занимались карма-кандой, огненными ритуалами, они придерживались «мауны», молчания, и дхьяны, их практике была больше свойственна «джняна-канда». Собственно, от муни и произошли санньяси, авадхуты, сиддхи, натхи. Поэтому их практика в большей степени соответствовала «ниргуна-бхакти» или «антаранга-бхакти»».

«В основном тапас восходит к традиции муни, которые совершали внутреннююягью как форму медитативных техник».

(Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж)



Поделиться ссылкой: