Муни
Муни
Санскр. मुनि, muni.
Аскет, давший обет полного молчания, или кто говорит крайне редко и стремится к неподвижности ума.
Слово «муни» развивалось из корня man, означающего «думать, размышлять, созерцать, медитировать» – внутренние активности, в норме осуществляемые беззвучно. Постепенно смысл «молчащий мудрец» зафиксировался в качестве основного. Некоторые исследователи, в частности Карел Вернер, предлагают не воспринимать его буквально, особенно когда речь идёт о ранних периодах индийской истории. По их мнению, в отличие от поэтов-риши, сложивших гимны Вед и ставших родоначальниками доминирующей духовной культуры – молитв, жрецов и ритуалов – для муни было не характерно транслировать свой трансцендентный опыт широкому кругу людей. Они не проповедовали, практиковали уход из социума, то есть «хранили тишину», были «не слышны».
При этом традиция риши и традиция муни не исключали друг-друга полностью. Упоминания муни, хотя и немногочисленные, встречаются в древнейших ведических текстах, а единственный посвященный им полностью ведический гимн, «Кеши-сукта», описывает молчащих аскетов с уважением и явной симпатией. (В нижеприведенном переводе, выполненной Т. Я. Елизаренковой, вместо слова «муни» используется как раз «аскет».)
keśyagniṃ keśī viṣaṃ keśī bibharti rodasī ।
keśī viśvaṃ svardṛśe keśīdaṃ jyotirucyate ॥1॥Косматый (несет) огонь, косматый (несет) яд. Косматый несет две половины вселенной.
Косматый (делает, чтоб) мир увидел солнце. Косматый зовется светилом.munayo vātaraśanāḥ piśaṅgā vasate malā ।
vātasyānu dhrājiṃ yanti yaddevāso avikṣata ॥2॥Аскеты, подпоясанные ветром, одеваются в коричневые грязные одежды.
Они следует порыву ветра, когда боги вошли (в них).unmaditā mauneyena vātām̐ ā tasthimā vayam ।
śarīredasmākaṃ yūyaṃ martāso abhi paśyatha ॥3॥Возбужденные состоянием аскета, мы оседлали ветра.
Только тела наши вы, смертные, видите перед собою.antarikṣeṇa patati viśvā rūpāvacākaśat ।
munirdevasyadevasya saukṛtyāya sakhā hitaḥ ॥4॥Он летит по воздуху, глядя вниз на все формы.
Аскет каждому богу добрый друг, готовый на благое деяние.vātasyāśvo vāyoḥ sakhātho deveṣito muniḥ ।
ubhau samudrāvā kṣeti yaśca pūrva utāparaḥ ॥5॥Конь Ваты, друг Вайю, вот аскет, подстегнутый богами.
Он живет возле двух морей: которое восточное и (которое) западное.apsarasāṃ gandharvāṇāṃ mṛgāṇāṃ caraṇe caran ।
keśī ketasya vidvānsakhā svādurmadintamaḥ ॥6॥Странствуя тропой Апсарас, Гандхарвов, диких зверей,
Аскет понимает (их) волю: он их милый, самый привлекательный друг.vāyurasmā upāmanthatpinaṣṭi smā kunannamā ।
keśī viṣasya pātreṇa yadrudreṇāpibatsaha ॥7॥Вайю для него сбивал (напиток), Кунаннама выдавливала,
Когда косматый из сосуда с ядом пил вместе с Рудрой.(«Ригведа», X, 136)
«Обычно ведийские риши были грихастхами, вели семейный образ жизни, а муни были лесными отшельниками. Приложения к Ведам разделялись на Брахманы (карма-канда), Араньяки (упасана-канда) и Упанишады (джняна-канда). Эти тексты и их предписания могут рассматриваться как соответствующие четырем стадиям жизни человека: Веды – брахмачарин, Брахманы – грихастха, Араньяки – ванапрастха и Упанишады – для санньяси или муни. Муни, в отличие от брахманов и риши, практически не занимались карма-кандой, огненными ритуалами, они придерживались «мауны», молчания, и дхьяны, их практике была больше свойственна «джняна-канда». Собственно, от муни и произошли санньяси, авадхуты, сиддхи, натхи. Поэтому их практика в большей степени соответствовала «ниргуна-бхакти» или «антаранга-бхакти»».
«В основном тапас восходит к традиции муни, которые совершали внутреннююягью как форму медитативных техник».
(Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж)