Манипура
Манипура
मणिपूर, maṇipūra
Манипура (от санскр. maṇi – «самоцвет», «драгоценность»; pūra или pura – «город, обитель») – означает «город драгоценностей», или «то, что обладает природой сияния».
Расположена в области пупка, имеет десятилепестковый лотос, украшенный буквами ḍaṁ, ḍhaṁ, ṇaṁ, taṁ, thaṁ, daṁ, dhaṁ, naṁ, paṁ, phaṁ. В центре сияет биджа мантра элемента огня – raṁ. В этой чакре пребывают Йоги Сантошнатх Вишнуджи и Лакшми-шакти. Иногда манипуру называют «набхи-чакра» (пупочная чакра).
Сиддха-сиддханта паддхати (часть 2) так описывает манипуру:
В ее центре следует созерцать Кундалини-шакти, свернутую в пятеричное кольцо, подобно змее, и сияющую, как десять миллионов восходящих солнц. Она есть мадхьяма-шакти, дарующая совершенства.
Мадхьяма-кундалини находится в центре тела (в набхи). Прана и апана, соединяясь вместе, разжигают огонь Мадхьяма-кундалини, который поддерживает тело и сознание (четана-шакти). Здесь находится самана-вайю, который уравновешивает прану и апану, что позволяет пране войти в сушумну и активировать процесс восхождения Кундалини.
В манипуре осознается звук пашьянти – первое проявление сознания в виде Омкары. Согласно некоторым текстам, в районе набхи расположена канда – центр всех каналов (нади), которые расходятся от канды во все уголки тела.
Манипура – чакра, отвечающая за власть, волю (индивидуальную, а не духовную, как в случае аджни), уверенность в себе, умение организовывать и управлять людьми.
«Вивека-мартанда» так описывает медитацию в этой чакре:
Йогин, медитирующий на Атман в манипураке, сияющей, подобно восходящему Солнцу, зафиксировавший взгляд на кончике носа, обретает способность влиять на весь мир.
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж о термине «Манипура чакра» (форум):
Самое первое упоминание этой чакры встречается в одной из сутр Патанджали, и, что самое интересное, там впервые этот центр назван термином «чакра», вопреки расхожему мнению, что система чакр появилась намного позднее Патанджали. Однако как «чакра», в отношении центров, там упоминание всего лишь об одной пупочной чакре:
नाभिचक्रे कायव्यूहज्ञानम्॥२९॥
nābhicakre kāyavyūhajñānam||29||
[Посредством санъямы] на пупочной чакре (नाभिचक्रे nābhicakre) обретается знание о структуре тела.
Как я понимаю, это связано с тем, что в этом центре соединяются все энергетические каналы, которые распространяются во все части тела. И Патанджали также упоминает о нади в другой сутре. Очевидно, тогда уже знание о каналах существовало, просто в сутрах нет их детального описания.
Относительно термина मणि maṇi и पूर pūra в текстах определение все же есть. Насчет पूर pūra все более-менее очевидно, это область или обитель, а вот относительно मणि maṇi развернутых объяснений в англоязычной литературе мне не встречалось. Но есть в санскритских источниках, в Śrīmadbhāgavata Purāṇa (37), также этот текст скопирован в других источниках, например в «Гаутамья-тантре» (глава12, шлока 47), она же цитируется Брахадтантрасарой (глава 5):
मेघाभं विद्युदाभञ्च बहुतेजोमयन्ततः ।
तत्पद्मं मणिवद्भिन्नं मणिपूरं तथोच्यते ॥
meghābhaṃ vidyudābhañca bahutejomayantataḥ ।
tatpadmaṃ maṇivadbhinnaṃ maṇipūraṃ tathocyate ॥
Этот лотос (чакра) цвета облака и полон обильного сияния.
Тот лотос подобен сиянию драгоценного камня, потому и зовется манипурой.
Т.е. тут явное указание на способность драгоценного камня к свечению तेजस् tejas. Также во многих Тантрах драгоценные камни, помимо своей ценности, имеют много другой символики, такой как крепость и нерушимость, в метафорическом смысле – это определенные состояния сознания высокого уровня. В некоторых Тантрах это психофизические флюиды и субстанции, которые тоже связаны с очень высокими и глубокими состояниями сознания, как сути всех форм. Если же на этот центр посмотреть с физиологической точки зрения, то это область пищеварительного огня, но в метафизике индуизма джатхарагни (Jaṭharāgni) и вайшванара (Vaiśvānara) имеют все-таки универсальное значение. Вайшванара собой пронизывает вселенную, потому он - огонь и жизнь внутри всего сущего, соответственно, через этот центр в состоянии самопожертвования мы постигаем сущность, которая сияет в каждом человеке. Эта сущность – мы сами и есть, однако она существует внутри каждого. Как человеческие существа мы все имеем одинаковые руки, ноги, голову и прочие структуры, потому что мы так откуда-то свыше запрограммированы, закодированы. Медитируя на этот центр и постигая эту особую сущность, мы сами для себя открываем этот универсальный код, получая знания о человеческом теле, о чем и говорит Патанджали.