Маха-ведха
Маха-ведха
महावेध, mahāvedha«великое пронзание», «великое проникновение»
Одна из трех мудр, предназначенных для пробуждения Кундалини и развития сиддх. Маха-ведха, как правило, выполняется после маха-мудры и маха-бандхи. Практику мудр лучше сочетать с другими практиками асан и пранаям. После выполнения этих трех мудр могут быть более легко достижимы пратьяхара и дхьяна, поэтому благоприятно ими завершить практику мудр.
Техника выполнения — сидя в падмасане или сиддхасане, оперевшись по сторонам выпрямленными руками о землю, сжав горловой замок, следует оторвать таз от земли и мягко ударять ягодицами о землю.
Таким образом при выполнении маха-ведхи создается «кампана» (встряска), что приводит к проникновению и активации Шакти в чакрах и центральном канале, сушумне. Махаведха устраняет блоки, высвобождает прану и трансформирует внешнюю грубую прану в тонкую.
В «Хатха-йога прадипике» сказано:
rūpa-lāvaṇya-sampannā yathā strī puruṣaṁ vinā । mahā-mudrā-mahā-bandhau niṣphalau vedha-varjitau ॥25॥
3.25. Так же как прекрасная женщина [бесплодна] без мужчины, так и махамудра и махабандха не дадут плодов без махаведхи.atha mahā-vedhaḥ
mahā-bandha-sthito yogī kr̥ tvā pūrakam eka-dhīḥ । vāyūnāṁ gatim āvr̥ tya nibhr̥ taṁ kaṇṭha-mudrayā ॥26॥
3.26. Махаведха.
Находясь в махабандхе, йогин должен сделать вдох и сконцентрироваться, остановив поток праны с помощью кантха-мудры (горлового замка).sama-hasta-yugo bhūmau sphicau sanāḍayec chanaiḥ । puṭa-dvayam atikramya vāyuḥ sphurati madhyagaḥ ॥27॥
3.27. [Расположив] руки параллельно, он должен мягко ударять ягодицами о землю. Тогда прана, которая обычно течет по двум каналам (иде и пингале), входит в средний [канал сушумна].soma-sūryāgni-sambandho jāyate cāmṛtayā vai । mr̥ tāvasthā samutpannā tato vāyuṁ virecayet ॥28॥
3.28. В соединении солнца, луны и огня (пингалы, иды и сушумны) действительно рождается амрита. Возникает состояние, подобное смерти. Затем следует сделать выдох.mahā-vedhoayam abhyāsān mahā-siddhi-pradāyakaḥ । valī-palita-vepa-ghnaḥ sevyate sādhakottamaiḥ ॥29॥
3.29. Это махаведха, практика которой дает великие совершенства. Она устраняет морщины, седые волосы и старческую дрожь, поэтому лучшие из садхаков посвящают себя ей.etat trayaṁ mahā-guhyaṁ jarā-mr̥ tyu-vināśanam । vahni-vr̥ ddhi-karaṁ caiva hyaṇimādi-guṇa-pradam ॥30॥
3.30. Эти три (махамудра, махабандха и махаведха) должны держаться в великой тайне. Они побеждают старость и смерть, делают сильнее пищеварительный огонь и даруют такие [совершенные] качества, как анима и т.д.aṣṭadhā kriyate caiva yāme yāme dine dine । puṇya-saṁbhāra-sandhāya pāpaugha-bhiduraṁ sadā । samyak-śikṣāvatām evaṁ svalpaṁ prathama-sādhanam ॥31॥
3.31. Если делать их ежедневно каждые три часа, то есть восемь раз в день, обретается множество добродетелей и разрушается множество грехов. Даже имея правильные наставления, их практику нужно начинать очень постепенно.
В «Гхеранда Самхите» говорится:
atha mahāvedhakathanam ।
rūpayauvanalāvaṇyaṃ nārīṇāṃ puruṣaṃ vinā । mūlabandhamahābandhau mahāvedhaṃ vinā tathā ॥ 21॥
3.21. Описание маха-ведхи.
Как красота, юность и обаяние женщин [бесполезны] без мужчины, так же мула-бандха и маха-бандха [не приносят пользы] без маха-ведхи.mahābandhaṃ samāsādya uḍḍānakumbhakaṃ caret । mahāvedhaḥ samākhyāto yogināṃ siddhidāyakaḥ ॥ 22॥
3.22. Выполнив маха-бандху, следует сделать уддана кумбхаку*.
Это знаменитая маха-ведха, дарующая йогинам сиддхи.* Уддана может означать «поднимающийся вверх, взлетающий». В других версиях текста вместо уддана-кумбхаки можно встретить уддияна-кумбхакау (кумбхака вместе с уддияна-бандхой), а также пурака-кумбхаку (задержка после вдоха).
«Джог прадипьяка», описывая последовательно махамудру, махабандху и махаведху, не говорит о том, что надо ударять таз о землю в махаведхе. Согласно этому тексту, особое место влияние махамудры – это место йони (промежность), где расположена апана, и есть обитель махамудры. Имеется в виду то, что через нижнюю часть тела идет влияние на апану. Практикуя таким образом, воздействуя на каналы, жизненная сила направляется вверх. Обитель махабандхи есть горло, там происходит остановка праны.
Далее говорится:
महावेध का घर पुनि जानो दसमें द्वारमधि सो मानो ||
या मै जिभ्या उर्ध चढावै चंद्र स्थानी आनि ठहरावै |
प्राणापान निरोधन करई ऐसै वज्र कपाट ही जरईДесятая дверь есть обитель махаведхи (великого проникновения). Необходимо направить язык вверх, где расположена луна. Нужно подавить движение праны и апаны, что пробуждает канал ваджра.
Далее Дхаятарама говорит, что к махаведха-мудре прилагается некая махамайя-биджа, повторяемая как аджапа (естественно), что практикуя махаведху таким образом, расцветает тысячалепестковый лотос, достигается сахаджа-самадхи.
Таким образом, физическая мудра – вспомогательное средство, которое позволяет от внешнего перейти к внутреннему и помогает трансформировать энергию из грубых состояний в более тонкие. Не случайно Горакшанатх соотносил мудры с внутренней практикой. В Традиции Натхов тело считается самой большой человеческой привязанностью, но также при усердной йогической практике оно может стать источником освобождения и полной психофизической гармонии (самарасья), обретаемой в собственном теле (пинда).
Для умеренной практики садханы достаточно выполнять эти мудры 1-2 раза в день, лучше всего в периоды сандхьи.
В текстах говорится, что при выполнении этих мудр каждые три часа обретаются сиддхи. Однако, такую усиленную практику рекомендуется совершать только при благословении и под руководством опытного Гуру.
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж подробно рассказывает как выполнять маха-мудру, маха-бандху и маха-ведху в этом видео.