Лингам
Лингам
लिङ्ग, liṅga
लिङ्गं, liṅgaṃ
Важнейший символ Шивы-творца, вселенского сознания, в потенциале содержащего в себе весь мир.
Имеет форму яйца или столба (по одной из теорий лингам происходит от жертвенного столба (yūpa) или колонны (stambha), воплощавших образ мировой оси). Иногда ему придается сходство с мужским половым органом. (Тем самым подчеркивается способность Шивы к созиданию.)
Как правило, помещается на круглое основание (питху, йони), которая олицетворяет Шакти, лоно матери-природы. Часто изображается обвитым змеей – символом Кундалини.
На санскрите «лингам, линга» буквально означает «отметка, знак, отличительный признак (в т. ч. рода или пола)», но есть и другие трактовки.
Так, в «Кауладжняна-нирнае» дается следующее объяснение:
tena liṅgaṃ tu vikhyātaṃ yatra līnaṃ carācaram (3.10)
«3.10. Таким образом, его называют лингам, потому что в нем растворяется (līnaṃ) все движимое и недвижимое».
Здесь, очевидно, имеется в виду следующее: layaṃ gacchatīti liṅgaṃ (комментарий Māṭharavṛtti на «Санкхья-карику», 10), где layaṃ («растворение») соотносится с li-, и gacchati («идти») – с ga-.
Поклонение шивалингаму считается одним из самых древних в индуизме, возможно, оно восходит к доарийской хараппской цивилизации, существовавшей в 3300 – 1400 гг. до н. э.: объекты, напоминающие лингамы, находили на раскопках ее городов.
Предположительно старейший из несомненных шивалингамов находится в деревне Гудималлам (штат Андхра-Прадеш), в храме, и активно почитается. Некоторые ученые относят его к 3 в. до н. э. (Другие распространенные версии – 2–1 в. до н. э., 2–4 в. н.)
Тексты по иконографии, например, «Камика-агама», «Супрабхеда-агама», «Каранья-агама», «Маямата» содержат конкретные указания, как делать лингамы. Их делят на два класса: чала, «подвижные», и ачала, «неподвижные» (большие храмовые, из камня).
Ачала-лингамы должны быть трехчастными. Нижняя часть – часть Брахмы – квадратная, заглубляется в землю и считается бесполой (Брахма-создатель олицетворяет состояние, предшествовавшее Творению). Средняя часть – часть Вишну – восьмигранная, скрывается в пьедестале-пиндике, именуется женской (можно вспомнить, как Вишну принимал облик Мохини). В этой части находится йони. Верхняя, обычно округлая, видимая часть – Рудры – известна как «часть [предназначенная для] пуджи» (пуджа-бхага). Именно на нее возливается вода, молоко и т. д. во время абхишеки. Часть Рудры – мужская, в Агамах предписывается наносить на нее три линии-брахмасутры.
Пропорции лингама, соотношение его частей между собой, а также форма йони определяются типом и размерами святилища, в котором лингам будет установлен.
От количества входов в центральном святилище зависит количество и расположение ликов Шивы, которые могут быть вырезаны на пуджа-бхаге. Максимально возможное число ликов – пять, сообразно пяти аспектам Шивы (Вамадева, Татпуруша, Агхора, Садьоджата, Ишана). Если вход один и находится на передней, восточной, стороне помещения, надлежит делать один, обращенный к нему лик на передней части лингама. Если входов два, на востоке и на западе, обращенных к ним ликов должно быть два; если три – на всех сторонах кроме западной – ликов будет три; если четыре – ликов может быть четыре или пять (пятый размещается на верхушке лингама и должен смотреть на восток).
Собственно лингам надлежит делать из пум-шилы, или мужского камня, а питху – из стри-шилы, женского. В Агамах подробно разъясняется, как различать пол материалов.
Подвижные (чала) лингамы также создаются из камня, а еще из металлов, дерева, драгоценных камней, глины обожженной и необожженной. Отдельная группа – чала-лингамы для конкретного случая, определенной цели, уничтожаемые после проведения пуджи. Их делают из вареного и сырого риса, песка, фруктов, речной глины, травы куша, рудракши, навоза, масла, сандаловой пасты, цветов, муки и сахара-сырца. Считается, что почитание лингама из рудракши дарует знание, из куши – мокшу, из муки – силу и т. д.
У чала-лингамов делается только часть Рудры, видимая над пьедесталом-пиндикой, т. е. лингам и пьедестал, йони изготавливаются вместе, нераздельными, и при создании подвижных лингамов не нужно соблюдать все те предписания, что обязательны для неподвижных. Например, не требуется наносить линии-брахмасутры.
Не применяются вышеупомянутые предписания и к самопроявленным (сваямбху) лингамам, считающимися совершенными.