Поиск
Контакты

Кродха

Кродха

क्रोध, krodha

Гнев, ярость, злость. Одно из шести искажений (омрачений или врагов) сознания, остальные пять – это кама (страсть), лобха (жадность), матсарья (зависть), мада (гордыня), моха (иллюзия). В «Вишну-пуране» (6.5.1-6) кродху относят к психическому (или ментальному) виду страдания категории адхьятмика

Многие йогические и тантрические тексты указывают на необходимость преодоления или трансформации гнева и других омрачений. Очень сложно понять предмет сущностно и полно через окраску сознания этими состояниями, а если предмет сложный и связан со многими сферами жизни, – тем более. Такие состояния как гнев или зависть связаны с гуной раджаса, они затуманивают сознание, человек утрачивает способность трезво и широко смотреть на вещи. Для овладения дхаранойи дхьяной гнев является препятствием, потому что дает сильное беспокойство ума.

О природе возникновения гнева сказано в «Бхагавадгите»:

У созерцающего предметы чувств человека возникает привязанность к ним, от привязанности происходит желание, от желания возникает гнев. /2.64/
От гнева возникает заблуждение, от заблуждения – утрата памяти, от утраты памяти гибнет разум, от гибели разума гибнет [человек]. /2.65/

Разные традиции предлагают справляться с гневом по-разному. В тантре обрести контроль над подобными состояниями могут помочь упасаны Угра-деватам (гневным божествам) – через милость божества происходит регуляция психофизики. Текст Кашмирского шиваизма – «Виджняна Бхайрава тантра» – дает еще один метод: попробовать остановить ум во время переживания гнева, сконцентрироваться на самой вибрации и направить внимание на ее источник внутри. Этим источником является спанда – пульсация Высшей Реальности.

kāmakrodhalobhamohamadamātsaryagocare |
buddhiṁ nistimitāṁ kṛtvā tattattvamavaśiṣyate || 101 ||

Если удается остановить ум во время переживания [сильного] желания, гнева, жадности, очарованности, бурного веселья или зависти, то остается лишь Та Реальность. (101)

Другой текст этой же традиции, «Спанда-карики» (I.22), также советует медитировать на сильные эмоции гнева, радости и т.п. как на божественную вибрацию, спанду:

anikruddhaḥ prahṛṣṭo vā ki karomīti vā mṛśan ।
dhāvanvā yatpadaṃ gaccettatra spandaḥ pratiṣṭhitaḥ ॥

Когда человек находится в чрезмерном гневе или переживании непревзойденной радости, или  в состоянии тупика, не зная что делать, или вынужден спасаться бегством, тогда в том (в высшей степени напряженном) состоянии установливается Спанда – творческая пульсация божественного сознания.

Кроме вышеописанных методов, натхи применяют и обратный (ульта) подход. Он состоит в совершении благостных действий, которые по состоянию противоположны гневу – таким образом постепенно меняются санскары. Например, в «Агама-рахасья тантре» сказано, что гнев побеждается посредством практики дайи (доброта, сострадание) и кшамы (прощение, терпение). 

Из йогических техник регуляции таких состояний способствует пранаяма (нади-шодхана, мурчха) и пратьяхара, а окончательно эти омрачения могут быть устранены в самадхи или унмани. В «Аманаска-йоге» Горакшанатх говорит: 

В состоянии аманаски в момент исчезает связанность похотью, гневом и т.д., разрушается колонна антахкараны и дом человеческого тела сравнивается с землей. (2.78)



Поделиться ссылкой: