Поиск
Контакты

Коша

Коша

(Санскрит. कोश, kośa - оболочка, покрытие, футляр). Оболочки духа согласно философии Веданты.

Различные тексты, в основном Упанишады, описывают пять концентрических кош или тел, (panca = пять; kośa = оболочка), через и посредством которых дух (Атман) действует на различных планах бытия.

Под всеми этими слоями находится Атман: чистый свет, божественность, вечное сознание, источник единства. Оно лежит за Анандамайя коша (телом блаженства), самой тонкой из всех оболочек. Но даже оно считается иллюзией, потому что оно отделено от единого источника или чистого сознания.

Паингала Упанишада (Шукла Яджурведа) во второй главе приводит соответствие пяти кош и трех тел (шарира) и дает краткую характеристику:

  • Аннамайя коша - физическое тело, состоящее из пищи и развивающееся благодаря ей, и в конце концов поглощаемое землей, которая также является формой пищи. Это самая плотная оболочка, стхулашарира (грубое тело).
  • Пранамайя коша – это праническое тело, которое составляют пятерка пран вместе с второстепенными, а также кармендрии.
  • Маномайя коша – представляет собой сосуд ума (манас), который получает впечатления от органов чувств, и, собственно, сами органы чувств (джнянендрии).
  • Виджнянамайя коша - представляет собой тело интеллекта – «тело» мудрости, знания, это источник буддхи. Данная оболочка также связана с джнянендриями, как и предыдущая. Пранамайя, маномайя и виджнянамайя коши составляют тонкое тело - сукшмашарира.
  • Анандамайя коша - пятая из оболочек, покрывающая Атман, является «телом» ананды, блаженства, и состоит из невежества относительно своей Истинной природы. Анандамайя коша связана с причинным телом (каранашарира), и именно здесь благодаря авидье формируются и сохраняются семена кармы, это основа всех остальных более грубых тел и проявлений в этом мире.

Одно из самых ранних упоминаний пяти оболочек содержится в Тайттирия Упанишаде (вторая глава, Брахмананда-валли). Там последовательно описываются аннамайя (2-я анувака), праномайя (3), маномайя (4), виджнянамайя (5) и анандамайя (6,7,8,9 ануваки) коши. В конце этой главы (в 8-й ануваке) говорится:

sa yaścāyaṃ puruṣe । yaścāsāvāditye । sa ekaḥ ।
sa ya evaṃvit । asmāllokātpretya ।
etamannamayamātmānamupasaṅkrāmati ।
etaṃ prāṇamayamātmānamupasaṅkrāmati ।
etaṃ manomayamātmānamupasaṅkrāmati ।
etaṃ vijñānamayamātmānamupasaṅkrāmati ।
etamānandamayamātmānamupasaṅkrāmati ।
tadapyeṣa śloko bhavati ॥

Един [Атман], что в этом человеке и в том солнце. Тот, кто знает это, уходит после смерти из этого мира и достигает Атмана, состоящего из пищи, достигает Атмана, состоящего из дыхания, достигает Атмана, состоящего из мысли, достигает Атмана, состоящего из познания, достигает Атмана, состоящего из блаженства. Об этом гласит писание. (перевод В.В.Шеворошкина)

Сарва Упанишада дает следующее разъяснение по поводу пяти оболочек:

1. (...) Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы), сакшин (осознающий), кутастха, внутренний учитель (антарьямин)?(...)
 2. (...) Соединение шести оболочек (кожа, кости, мясо, кровь, костный мозг, нервы), построенное грубой пищей – это аннамайя коша, тело пищи.
В аннамайя коша перемещаются 14 ветров-пран (апана, самана, прана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, дэвадатта, дхананджайя, вайрамбхана, стханамукхья, прадьота, пракрита) – это пранамайя коша.
Когда с этими двумя телами соединены четыре тонких сознания (ум, интеллект, сознание и ложное эго) познающие звук и другие тонкие объекты – это называют маномайя коша, тело ума.
Когда над этими тремя телами появляется наблюдающее сознание вне различения – это называют виджнянамайя коша, тело познания.
Когда эти четыре тела погружены в Брахман, как дерево в семечке – это называют анандамайя коша, тело блаженства.
Тот, кто живёт в теле, в месте, где находится мысль о радости и страдании – это действующий. Когда мысли направлены к объектам приносящим наслаждения – это вызывает радость, когда к противоположным объектам – страдание. Источник радости и страдания – звук, касание, зрение, вкус и запах. Когда согласно прошлой хорошей и плохой карме сознание получает связь с прошлыми телами – это называется дживой (душой).

Тело близкое к Атману, но всё же являющееся его тонким ограничением называется линга-шарира. Сознание, проявляющее себя в этом теле называется кшетраджня (знающий все элементы). (перевод Б.В. Мартыновой)


Поделиться ссылкой: