Калидаса
Калидаса
Калидаса (कालिदास, с санскр. «Слуга Кали») — великий поэт и драматург древней Индии.Достоверных данных о точных датах жизни и деталях биографии не сохранилось. Предполагают, что Калидаса жил между II в. до н.э. и VI в. н.э.
Существует несколько легенд о происхождении Калидасы. Согласно одной из них он был сыном брахмана, но в возрасте 6-ти лет осиротел и был отдан на воспитание пастуху, так и не получив должного образования. Принцесса, плененная его красотой, вышла замуж за Калидаса. Он, чтобы быть достойным супруги, стал молиться Кали и по Её милости был наделён остроумием и поэтическим даром. Возможно, эта история всего лишь миф, которые показывает, что Калидасе пришлось самому прокладывать путь в высшие слои общества.
Считается, что часть своей жизни Калидаса провел в городе Удджайн. Предполагается, что он также много путешествовал, поскольку четвертая песня драмы «Род Рагху» описывает поездку по всей Индии и даже за её пределы.
Калидаса в совершенстве знал санскрит, риторику и драматическую теорию, обладал познаниями в области астрономии и права. Калидаса не изобретал новых литературных приемов, но его индивидуальность и совершенное владение санскритом выделяет Калидасу из поэтов того времени. С присущим ему мастерством Калидаса описывал истории своих героев в контексте процессов целой эпохи.
Учёные сходятся во мнении, что до нас дошло 6-7 произведений, написанных Калидасой:
- три драмы: «Абхиджняна-Шакунтала» («Признанная по кольцу Шакунтала»), «Викраморваши» («Мужеством добытая Урваши»), «Малавика и Агнимитра» (имена героев);
- два эпоса: «Рагхувамша» («Род Рагху») и «Кумарасамбхава»(«Рождение Кумары»);
- лирическая поэма «Мегхадута» («Облако-вестник»); - стихотворение «Ритусанхара» («Времена года») (авторство последнего спорно).
Драма «Абхиджняна-Шакунтала» считается лучшим индийским литературным произведением. В книге рассказывается история любви нимфы Шакунталы и благородного царя Душанты. Эта легенда имеет особое значение, т.к. сын Шакунталы и Душанты — Бхарата, изветный правитель, сумевший первым покорить территорию всего Индийского субконтинента (отсюад название страны — Бхаратаварша).
Вторая драма «Викраморваши» рассказывает легенду любви царя Пуруравы и апсары Урваши. Это история встречается ещё в Ведах. Третья драма «Малавика и Агнимитра» повествует о том, как несмотря на дворцовые интриги, царь Агнимитр и служанка его жены Малавика стремятся быть вместе. В конце концов выясняется королевское происхождение Малавики, что делает их союз официально возможным.
Вступления ко всем драмам посвящены Шиве, что указывает на то, что Калидаса был преданным Махадева. Например, в драме «Абхиджняна-Шакунтала» встречается такое обращение к Шиве:
Восемь тел высокого владыки:
Первая из созданных, Вода,
Жертву совершающее, Пламя,
Жрец, в телесном облике своем,
Солнце и Луна, что время делят,
Звука путь, объемлющий Эфир.
И Земля, где семя всякой жизни,
И дыханье тех, кто дышит, Воздух.
В этих возникающий восьми,
Да пребудет милостив владыка.
(перевод К. Бальмонта)
Поэма «Род Рагху» — это хроника легендарной Солнечной династии. В произведении рассказываются легенды о предках и потомках героя Рамы.
Считается, что поэма «Рождение Кумары» осталась незаконченной и была дописана позже. В её основе лежит история рождения Кумары (Сканды или Карттикеи), сына Шивы.
Лирическое стихотворение «Мегхадута» ценно мифологическими образами и непревзойденными метафорическими описаниями природы Северной Индии. Произведения, написанный Калидасой, одновременно являются и вершиной классической индийской литературы, и её завершением, т.к. произошел распад империи Гуптов. После Калидасы уже никто не смог достигнуть такого мастерства в написании художественных произведений на санскрите.