Поиск
Контакты

Гуру-вада

Гуру-вада

गुरुवाद, guru vāda

Учение [приверженности] Гуру.

Гуру-вада – доктрина, подчеркивающая важность приверженности Гуру для духовного искателя.

В Традиции Натхов самое главное – это Гуру. Истинный Гуру ведет ученика к тому состоянию, в котором пребывает сам, и происходит это по милости Гуру. Благодаря открытости и восприятию милости Гуру, ученик обретает духовную самореализацию.

Фундаментом духовной практики для вступившего на путь Йоги могут выступать конкретные действия, практика, дисциплина, изучение Традиции и священных писаний, которые постепенно приводят садхаку к раскрытию его праны и сознания. Но сущностное развитие йогина на пути познания своей истинной природы, Атмана, происходит только при полной самоотдаче и тотальной открытости Гуру. Многое зависит от ученика: из-за отсутствия чистой преданности может пройти много времени, прежде чем он сможет воспринять истинную реальность Гуру, осознать значимость Гуру.

Милость Гуру (ануграха-шакти, или шактипат) очищает йогина от восьми духовных оков (паша): джати (каста), кула (семья), бхайя (страх), шила (правила поведения), ладжджа (стыдливость), джугупса (неприязнь), шанка (сомнение), гхрина (презрение). В результате их устранения внутри ученика пробуждается блаженство.

В Традиции Натхов отношения между Гуру и учеником являются священными. Гуру – это источник знаний и источник всех практик, он – воплощение всех духовных совершенств. Гуру для ученика – это воплощение всех божеств, Ишта-деваты и самого Брахмана.

गुरुर्ब्रह्मा गुरुर्विष्णुः गुरुर्देवो महेश्वरः।
गुरुदेव परं ब्रह्म तस्मै श्रीगुरवे नमः॥ ३॥

gururbrahmā gururviṣṇuḥ gururdevo maheśvaraḥ |
gurudeva paraṁ brahma tasmai śrīgurave namaḥ || 3 ||

Гуру – это Брахма, Гуру – это Вишну, Гуру – это Господь Махешвара.
Истинно, Гуру – это Парабрахман. Поклон тому Шри Гуру. (Гуру-стотра, шлока 3)

Сам Шива неоднократно подчеркивает Высшую реальность Гуру:

«Как сказано Шивой: нет [ничего] выше Гуру, нет [ничего] выше Гуру, нет [ничего] выше Гуру, нет [ничего] выше Гуру — [это истинно, согласно] учению Шивы, учению Шивы, учению Шивы, учению Шивы.»

(Сиддха-сиддханта паддхати, глава V, шлока 66).

Для Натхов человеческая форма жизни является наивысшей, поэтому, чтобы обрести состояние совершенного человека (сиддха-пуруши), необходимо почитать Гуру, Горакшанатха и других великих маха-сиддхов, достигших освобождения от мирских иллюзий и вызванных ими страданий.

В йогических текстах Традиции Натхов говорится, что тот, кто думает о своих делах и не думает о Гуру, никогда не постигнет доктрину Натхов. Независимо от своих достижений, если ученик теряет приверженность Гуру, то все полученные им сиддхи — бессмысленны.

Сиддха-сиддханта падхати (глава V):

«31. Эта [истина] познается лишь из уст Гуру, иначе — никак: ни из миллионов шастр, ни посредством изучения логики и грамматики, ни посредством следования [предписаниям], ни посредством изучения Вед

«32. Не постигается она (истинная природа) ни посредством слушания учения веданты, ни посредством медитации на изречение «Ты есть То», ни посредством повторения мантры «хамса», ни посредством медитации на единство Брахмана и Атмана.»

«35. Недостижимы никакие мистические способности без милости истинного Гуру. Итак, надлежит служить Гуру — воистину, так сказано Господом.»

«72. … Отвергающий Гуру без толку блуждает [в дебрях] слов, писаний, воззрений, рассуждений, логики.»

Аманаска-йога (глава II, «Уттарардха»):

«30. Дыхание можно растворить посредством практики шаданга-йоги и пр. методов), но ум может быть уничтожен за мгновение по милости Гуру.»

«41. Ее (желанной цели — постижение собственной истинной природы) не достичь без [милости] Гуру, подобной единственному философскому камню (чинтамани), — ни посредством изучения веданты, логики, агам или различных иных писаний, ни посредством медитации и прочих правильных практик.»

«49. Так, благодаря почитанию Гуру ученик достигает состояния сахаджи, и благодаря безусильности постоянно пребывает в постижении Атмана.»

«113. Знание истинной природы проявляется благодаря чистоте абхьясы, спокойствию, служению Гуру — [и случается это] по милости Гуру.»

В тантризме путь Гуру-вады относится к методу познания высшей реальности, известному как анупайя. Только лишь милостью Гуру ученик способен мгновенно осознать свою истинную природу (единство с Шивой), посредством ее вспоминания (пратьябхиджня).

В Шривидье Гуру соотносятся с центром Шриянтры и треугольником Кама-кала. Манаваугха, Сиддхаугха и Дивьяугха – три Гуру, связанные с элементами солнца, луны и огня. Это три витка Кундалини, которая пробуждается по милости Гуру, отождествляемым с каналом сушумна


Поделиться ссылкой: