Двеша
Двеша
द्वेष, dveṣa
Отвращение, неприязнь, ненависть. В «Йога Сутрах» Патанджали вместе с авидьей, асмитой, рагой и абхинивешей рассматриваются как пять клеш, омрачающих человеческое сознание.
avidyāsmitārāgadveṣābhiniveśaḥ kleśāḥ
Авидья (неведение), асмита (эгоизм), рага (влечение), двеша (отвращение) и абхинивеша (стремление к жизни) есть [пять] клеш.
Йога-сутра, 2.3
В качестве причины двеши Патанджали указывает страдание (дукха): мы испытываем двешу, когда пытаемся избежать боли, страданий (на основе прошлого опыта). Противоположностью двеши является рага – страсть, влечение – причина которой удовольствие (сукха). Рага и двеша отражают суть двойственного человеческого мышления, проще говоря, это предпочтения человека «нравится-не нравится». Эти два состояния похожи на крайние точки маятника, то есть являются крайностями в йогическом понимании. Они настолько связаны, что могут переходить друг в друга: сильное влечение к чему-либо легко может смениться неприязнью.
Как и рага, двеша считается формой привязанности, потому как объект двеши точно так же занимает ум и вызывает яркую эмоциональную реакцию, хоть и негативную.
Постепенный уход от крайностей и контроль ума помогают преодолеть двойственное мышление рага-двеша, что открывает садхаке путь для познания недвойственной Реальности. В «Бхагавадгите» (2.64) сказано:
rāga-dveṣha-viyuktais tu viṣhayān indriyaiśh charan
ātma-vaśhyair-vidheyātmā prasādam adhigachchhati
Но [тот, кто] управляет собой и свободен от влечения (рага) и отвращения (двеша),
контролирует ум и чувства, даже когда их использует, обретает милость [Господа].