Аштабхайрава
Аштабхайрава
अष्ट-भैरव, aṣṭa-bhairava
Согласно философии капаликов, Бхайрава, являясь причиной творения мироздания, а затем его растворения, проявляется в семи формах, а также в восьмой форме как вечный Самхара-Бхайрава, который является Параматманом.
Таким образом, Бхайрава предстает в восьми (ашта) формах. Первые семь форм: Аситанга, Руру, Чанда, Кродха, Унматта, Капала, Бхишана – идентифицируются с богами: Вишну, Брахма, Сурья, Рудра, Индра, Чандра и Яма соответственно. Восьмая форма, Самхара-Бхайрава, является истинным Бхайравой. Все остальные божества являются всего лишь его частью и условно могут быть разделены на созидающих, поддерживающих и разрушающих. В данном случае создателем является Руру (Брахма), хранителем является Аситанга (Вишну) и разрушителем Кродха (Рудра).
1. Аситанга (asitāṅga) – Темный Бхайрава
2. Руру (ruru) – Дикий Бхайрава
3. Чанда (caṇḍa) – Свирепый Бхайрава
4. Кродха (krodha) – Гневный Бхайрава
5. Унматта (unmatta) – Безумный Бхайрава
6. Капала (kāpāla) – Бхайрава с черепом
7. Бхишана (bhīṣaṇa) – Устрашающий Бхайрава
8. Самхара (saṃhara) – Разрушающий Бхайрава
Восемь Бхайрав соответствуют также ведическим божествам сторон света: Индре, Агни, Яме, Ниррити, Варуне, Вайю, Кубере, Ишане. Бхайравы являются защитниками сторон света – Кшетрапалами, они охраняют место садханы и самого садхаку от различных деструктивных влияний.
Подобно тому, как Матрики – проявления единой Богини, так и Бхайравы – проявления единой Бхайрава-таттвы. Каждому аспекту Богини соответствует свой Бхайрава.
№ п/п | Бхайрава | Бхайрави | Вахана | Цвет (тела) | Направление | Божество |
1 | Аситанга | Брахми | Лебедь | Темно-синий | Восток | Индра |
2 | Руру | Махешвари | Бык | Белоснежный | Юго-Восток | Агни |
3 | Чанда | Каумари | Павлин | Золотой | Юг | Яма |
4 | Кродха | Вайшнави | Орел | Черный | Юго-Запад | Ниррити |
5 | Унматта | Варахи | Лошадь | Золотой | Запад | Варуна |
6 | Капала | Индрани | Слон | Розовый | Северо-Запад | Вайю |
7 | Бхишана | Чамунди | Лев | Красный | Север | Кубера |
8 | Сарва Шатру Самхара | Махалакшми/ Нарасимхи/ Йогешвари | Собака | Белый | Северо-Восток | Ишана |
Шестьдесят четыре бхайравы и их шакти
В Шива-Агамах говорится, что из тела каждого из восьми вышеуказанных Бхайрав изошли еще восемь Бхайрав. Таким образом, всего получается шестьдесят четыре формы Бхайравы, которые стоят на страже Вселенной. В Рудраямале дано следующее описание восьми групп Бхайрав:
1. В группу Аситанги входят Вишалакша, Марттанда, Модака-прия, Сваччханда, Вигхна-сантушта, Кхечара и Сачхарачхара. Все они золотого цвета и хорошо сложены, они держат в своих руках тришулу (трезубец), дамару (барабан) и кхадгу (кинжал).
2. Группа, возглавляемая Руру, включает следующих бхайрав: Крода-дамштра, Джатадхара, Вишварупа, Вирупакша, Нанарупадхара, Ваджрахаста и Махакая. Цвет Бхайравов этой группы – чисто белый; все они украшенными драгоценностями и несут в руках акшамалу (четки из рудракши), анкушу (крюк погонщика слона), свиток (рукопись) и вину (музыкальный инструмент).
3. Чанда, Пралайантака, Бхумикампа, Нилакантха, Вишну, Кулапалака, Мундапала и Камапала образуют третью группу. Они прекрасны. Они синего цвета и держат в своих руках агни, шакти (копьё), булаву и чашу.
4. В группу, возглавляемую Кродхой, входят Пингалекшана, Абхрарупа, Дхарапала, Кутила, Мантранаяка, Рудра и Питамаха. Все они дымчатого цвета и держат в руках кинжал, щит, длинный меч и топор.
5. В группу Унматта-Бхайравы входят Ватуканаяка, Шанкара, Бхутаветала, Тринетра, Трипурантака, Варада и Парватаваса. Они прекрасны, их тела белоснежны, они держат в своих руках чашу, щит, булаву и короткое копье.
6. Капала, Шашибхушана, Хастичармамбарадхара, Йогиша, Брахмаракшаса, Сарваджня, Сарвадевеша и Сарвабхутахридистхита образуют шествую группу и все они желтого цвета и носят то же оружие, что и в предыдущей группе.
7. В седьмую группу входят Бхишана, Бхаяхара, Сарваджня, Калагни-Махараудра, Дакшина, Мукхара и Астхира. Все они красного цвета и носят то же оружие, что и в вышеупомянутой группе.
8. В группу Самхара-Бхайравы входят Атириктанга, Калагни, Приянкара, Хриананда, Вишалакша и Дакшасамстхита. Эти Бхайравы ослепительного цвета, напоминающего молнию. Они носят то же оружие, что и в предыдущей группе.
Восьми Бхайравам соответствуют восемь Матрик. Каждая из восьми Матрик управляет еще восемью Матриками, так они образуют восемь чакр из 64 Йогинь и Бхайрав.
Матрики и Бхайравы присутствуют в Махашоддха-ньясе традиции Шривидья, где каждый из восьми Бхайрав, также как и каждая из восьми Матрик, соответствуют той или иной чакре в тонком теле:
Муладхара: Брахмани – Аситанга Бхайрава
Свадхиштхана: Махешвари – Руру Бхайрава
Манипура: Каумари – Чанда Бхайрава
Анахата: Вайшнави – Кродха Бхайрава
Вишуддха: Варахи – Унматта Бхайрава
Аджна: Индрани – Капала Бхайрава
Бхале-чакра: Чамунда – Бхишана Бхайрава
Брахмарандхра: Махалакшми – Самхара Бхайрава
Бхайравы в Йоге Натхов
Поскольку Натха-сампрадая – монашеская традиция, то натхи, в основном, поклоняются Угра (гневной) форме Бхайравы – Махакале ( Кала Бхайраве). Аштабхайравы рассматриваются как его аспекты и отождествляются с Девятью Натхами (девятый – это Горакшанатх).
Обычно в тантре Бхайрав почитают с их Шакти (Йогини или Бхайрави), это всегда ямала (союз Шивы и Шакти), цель которой и есть йога (единство и недвойственность). Поэтому у натхов почитается сразу завершенная, йогическая форма Бхайрав (йога-рупа) в виде Наванатхов, у которых Шакти внутри, соединенная с ними. И самый основной из них – конечно же, Горакшанатх, остальные Наванатхи (и Бхайравы) являются его развернутой формой.