Апарокша
Апарокша
अपरोक्ष, aparokṣa«невидимый», «ощутимый», «воспринимаемый»
Апарокша – это прямое интуитивное знание, превосходящее человеческий опыт.
В индийской философии традиционно указываются три вида знания: пратьякша (эмпирическое), парокша (интеллектуальное) и апарокша (трансцендентное). Пратьякша относится к восприятию органов чувств. Парокша — это интеллектуальное согласие с утверждениями о Брахмане, которые высказываются учителями или содержатся в писаниях. В рамках парокши развивается «косвенная» мудрость — человек получает теоретическое понимание существования Брахмана:
sarvaṃ khalvidaṃ brahma tajjalāniti śānta upāsīta | atha khalu kratumayaḥ puruṣo yathākraturasmim̐lloke puruṣo bhavati tathetaḥ pretya bhavati sa kratuṃ kurvīta || 3.14.1 ||
Все это Брахман. Все исходит из Брахмана, все возвращается к Брахману, и все поддерживается Брахманом. Так следует спокойно медитировать на Брахмана. Далее, [каждый] человек состоит из убеждений (намерений, взглядов на мир). Какие убеждения будут в этой жизни у человека, таким он и станет, покинув этот мир. Поэтому следует развивать свои убеждения.
«Чхандогья-упанишада»
Апарокша — это постижение собственной недвойственной природы, осознание себя вечным Брахманом: ахам брахмасми अहम् ब्रह्मास्मि («Я есть Брахман»). Апарокша достигается путем развития учеником искренних отношений с Гуру (Гуру-шишья самбандхана), который обладает этим знанием. Обретение апарокша-джняны сопровождается практиками, ведущими к стабильности полученного опыта: шравана (чтение и слушание шрути), манана (размышление над услышанным) и нидидхьясана (глубокая медитация на сущностное понимание). Благодаря шраване и манане ученик получает опыт апарокши, который, однако, может оказаться нестабильным, после чего привычные умопостроения и «фантазии» (викальпа) возвращаются с прежней силой. Реализация в практике нидидхьясаны окончательно устраняет викальпы и ведет к непоколебимому осознанию Высшей природы (нирвикальпа).