Абхаса
Абхаса
आभास, ābhāsa«отражение, подобие»
Способ, которым Шива творит мир и его обитателей из Самого Себя. Учение об эманации является центральной концепцией монистических школ (особенно Кашмирского шиваизма).
От слова «абхаса» происходит название учения «Абхасавада», принятое в Шиваизме и Адвайта-Веданте. Согласно ему всё сущее является отражением Высшей Реальности.
В Шиваитских учениях, чтобы объяснить творение, опираются на свободную волю Махешвары. Он же является также вседержителем и разрушителем. Существовало две теории для объяснения волевой силы Шивы – Сватантравада и Абхасавада. Все творение или проявление является результатом Крийя Шакти Господа, который становится Нирмана Шакти (изначальная воля) вследствие действия трех законов, то есть закона разделения (бхеда-бхеда), закона восприятия (Мана-ТАТ-пхала-мея) и закона причинности (Карья карана, Крийя Шакти). Сватантравада или теория проявления творческой воли является главным учением системы Пратьябхиджня. Это учение о самостоятельности и суверенитете воли Господа, который придает импульс процессу создания мира. Это объясняет творческую силу в природе и умножение эффекта. Эта теория заменила Арамбхаваду (теорию реалистического творчества), Паринамаваду (теорию трансформации) и Вивартававаду (теорию творения). Абхасавада это монистическая теория проявления, выдвинутая под влиянием Абхинавагупты, который объясняет появление и поддержание объектов этого мира как проявление абхасы, отражения природы Шивы, как высшей причины (Парама-Шива). Она проявляет себя в различных формах Вселенной, таким образом, что все сущее является абхасой Шивы. Таким образом Пракрити — это проекция свободной воли Шивы.
В Адвайта-Веданте с теорией Абхасавады выступает Сурешвара, который считает, что индивидуальная душа есть лишь иллюзорная видимость, проекция, сознания Брахмана. Шанкара, принадлежащий этой школе мысли считал, что на уровне сознания джива и Ишвара не считается простым отражением или проявлением Брахмана, но, поскольку они идентичны Брахману, они не имеют своей собственной идентичности. Шурушвара утверждает, что Дживы так же реальны, как Брахман, они являются первичными явлениями в авидье и через него, в то время как объекты мира нереальны, они являются вторичными явлениями, простыми отражениями первичных проявлений. Реальность, таким образом, появляющаяся в Авидье, является причиной всех дальнейших проявлений, признанных иллюзий. Шанкара считал, что Авидья или Майя — есть проявление метафизического невежества. Таким образом сотворение Вселенной есть ничто иное, кроме как само-творение (Брахма-сутры I.IV.26); Брахман создает всё и превращается во все вещи. Пратибимба-вада, теория отражения, также произошла от Абхасавады.