Поиск
Контакты

Пантеон Ваджраяны

Мандала «Намо
В пустой сущности, дхармакайе,
В познающей природе, самбхогакайе,
Во множественном выражении, нирманакайе -
Я принимаю прибежище
Вплоть до просветления.»

Падмасамбхава

В тибетском буддизме насчитывается великое множество существ, обладающих сверхъестественными способностями, а также разные медитационные образы будд. Рассказать обо всех в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому мы рассмотрим и попробуем систематизировать основных из них. Следует отметить, что, несмотря на очевидную общность 4-х главных духовных традиций тибетского буддизма: ньингма, кагью, сакья и гелуг, могут быть и существенные отличия в классификациях божеств, их иерархии и связанных с ними ритуалах в отдельных монастырях даже одной школы. Александр Берзин так поясняет сложившуюся ситуацию: 

«В силу различных географических и культурных факторов в тибетцах крайне сильна тяга к независимости, и каждый монастырь старается следовать своим собственным порядкам. Удаленность монастырей, большие расстояния между ними и слабое развитие путей сообщения и средств связи еще более усилили эту тенденцию к децентрализации»1

Высшее существо

Итак, начнём наше исследование с поиска эквивалента «Бога» или высшего существа. В буддизме таким считается Самантабхадра, что означает «Вечнопревосходный». Это изначальный дхармакайя-будда, который может проявляться на трёх разных уровнях, которые называются кайи: дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя. Тулку Ургьен Ринпоче утверждает:

«В буддизме невероятное множество богов и божеств, но источник, из которого все они проявляются - это дхармакайя-будда Самантабхадра, самбхогакайя-будда Ваджрадхара и нирманакайя-будда Ваджрасаттва. Божества не связаны друг с другом узами родства; не то, чтобы кто-то был отцом или матерью, а кто-то - детьми. Их тела самосущи, а их ум - чистая мудрость, изначальная пробужденность»2.

Дхармакайя Самбхагокайя Нирманакайя
Природа кайи всеобъемлюща, как пространство; она - это непогрешимая природа ума подобна свету солнца; она - различающее качество ума подобна появлению радуги в пространстве; она - то, что действует ради блага всех существ
Проявление Будды Самантабхадры Самантабхадра (Вечнопревосходный) Ваджрадхара (Держатель Ваджры) Ваджрасаттва (Алмазный ум)
Взаимосвязь кай Самосущее тело дхармакайи - как пространство; оно совершенно вне каких-либо построений или концепций; в нём всё появляется и растворяется Самбхогакайя проявляется из дхармакайи и представлена пятью будда-семействами Из самбхогакайи появляются нирманакайи - существа, которые проявляются на благо других (например, Будда Шакьямуни); нирманакайя проявляется в любых формах, не переставая при этом находиться в неразрывном единстве с двумя другими кайи

Вслед за Тулку Ургьен Ринпоче следует пояснить:

«Хоть мы и даём трём кайям три разных названия, по сути они нераздельны. Эта нераздельность трёх кай иногда называется «сущность-кайя» - четвертая кайя, являющаяся природой нашего ума. Когда мы говорим о дхармакайе, самбхогакайе и нирманакайе как о чём-то отличном от нас самих, мы говорим только о символах. Их истинный смысл - природа нашего собственного ума»2.

Пять Будда-семейств

5 Дхьяни Будд сразу

В буддизме выделяются 5 будда-семейств. По сути это 5 проявленных из Изначального Будды (Самантабхадры) мудростей, обладающих конкретными формами Пяти Татхагат или Дхьяни-будд, то есть Будд, пребывающих на уровне созерцания.

Эти Будды: Амитабха, Акшобха, Вайрочана, Ратнасамбхава и Амогхасиддха, - обладают соответствующими мудростями, цветами, головными уборами с коронами из 5-ти драгоценностей и другими атрибутами. Они могут проявлять Своих Супруг. Также этим буддам соответствуют и 5 побеждаемых ими «ядов», или «клеш» - омраченность, страсть, ненависть, гордыня и зависть.

Все 5 будд есть проявления Адибудды Ваджрадхары (в школах Новых переводов) или Адибудды Самантабхадры (в Древних школах переводов).

Адибудда Ваджрадхара одиночныйВ школах Новых переводов Адибудда Ваджрадхара, как правило, изображен одноликим, двуруким, восседающим в ваджрасане на разноцветном лотосе, на солнечном и лунном дисках. Цвет тела его синий, лицо с тремя глазами, в ушах золотые серьги, на лице едва уловимая улыбка. Его длинные волосы уложены в своеобразную, вытянутую вверх прическу, перетянутую в трех местах драгоценной тесьмой и увенчанную на макушке драгоценностью-ратной, оставшиеся же локоны распущены по плечам. Голова украшена пятизубчатой короной, инкрустированной драгоценными самоцветами, которая закрепляется на голове шелковой лентой голубого цвета.

Адибудда Самантабхадра с Супругой СамантабхадриЭта корона - символ проявления из него пяти мудростей. Две скрещенные руки выражают мудру «хумкара» (жест творения «хум»), в правой руке у него пятиконечная ваджра, в левой - колокольчик. Облачен в шелковые одежды. Ваджрадхара обнимает свою Супругу Ваджрадхари, одноликую, двурукую, цвет ее тела голубой, она украшена теми же украшениями, что и Он. Своими руками она обнимает Его за шею, а ногами - за поясницу, в левой руке она держит габалу с амритой (нектаром), а в правой - дигуг - кривой нож, украшенный ваджрой.

Голова Ваджрадхары излучает зеленую ауру с красной каймой, весь образ Яб-Юм пребывает в радужном сиянии, внутри которого на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела.

На танках встречаются изображения и одиночного Ваджрадхары без Юм, у которого те же атрибуты.

В Древних школах переводов Адибудда под именем Самантабхадра изображается также синим, но совершенно обнаженным и без атрибутов, руки его покоятся в мудре созерцания. Вокруг его головы и тела радужные сияния, в ушах могут быть серьги. Он изображается либо одиночным, либо с Супругой Самантабхадри, восседающим на разноцветном лотосе.

СЕМЕЙСТВО ГЛАВА ЮМ (СУПРУГА)
Татхагаты или Будды Вайрочана (Лучезарный), символизирует Мудрость Зеркала
Дхьяни Будда Вайрочана
Как изображается: Белого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм. Изображается с золотым колокольчиком в правой руке у сердца и золотой дхармачакрой - Колесом Учения - в левой, которая покоится в мудре созерцания. Если фигура Вайрочаны одиночная, то дхармачакру он держит в обеих руках в мудре созерцания. Ему присущи все украшения и признаки Адибудды. В некоторых школах цвет тела Вайрочаны может быть синим.
Что побеждает: неведение.
Место в мандале: центральное (иногда восточное).
Акашадхатошвири (Ваджра-Дхатвишвари, Белая Тара)
Белая Тара
Как изображается: Сидит в падмасане, одноликая, цвет тела чуть розовее самого идама, обнимает руками шею Супруга, в левой руке габала с амритой, в правой - дигуг.
Элемент Юм: Пространство.
Ваджры Акшобхья (Непоколебимый), Мудрость Блаженства и Шуньи
Дхьяни Будда Акшобхья
Как изображается: Синего цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм. Изображается с золотой ваджрой в правой руке и золотым колокольчиком в левой. Ему присущи все украшения и признаки Адибудды. В некоторых школах цвет Акшобхьи может быть белым.
Что побеждает: Ненависть.
Место в мандале: Восточное (иногда центральное).
Лочана
(Всевидящая)
Лочана
Как изображается: Сидит в падмасане, одноликая, цвет тела голубой. Она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой - дигуг.
Элемент Юм: Вода.
Лотоса Амитабха (Бесконечный Свет), Различающая Мудрость; Владыка Западного Рая или Сукхавати
Дхьяни Будда Амитабха
Как изображается: Красного цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм. Амитабха изображается с золотым колокольчиком в правой руке у сердца и патрой-чашей для подаяния, из которой расцветает лотос, в левой. Ему присущи все украшения и признаки Адибудды. Иногда Амитабха изображается одиночным, тогда две его руки пребывают в мудре созерцания. Иногда рисуется восседающим на павлиньем троне. Лотос - отличительный признак Амитабхи.
Что побеждает: Страсть.
Место в мандале: Западное.
Пандаравасини
(Одетая в белое)
Пандаравасини
Как изображается: Сидит в падмасане, одноликая, цвет тела красно-розовый. Она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой - дигуг.
Элемент Юм: Огонь.
Ратны или Драгоценности Ратнасамбхава (Порождающий драгоценности), Мудрость Равности (Тождества)
Дхьяни Будда Ратнасамбхава
Как изображается: Золотисто-желтого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм. В правой руке у пояса держит золотой колокольчик, в левой у сердца -драгоценность-ратну. Ему присущи все украшения и признаки Адибудды. Драгоценность Ратнасамбхавы - это Чинтамани, исполняющая все желания.
Что побеждает: Жадность, гордость.
Место в мандале: Южное.
Мамаки
(Мать всех Будд)
Мамаки
Как изображается: Сидит в падмасане, одноликая, цвет тела желтый, она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой - дигуг.
Элемент Юм: Земля.
Кармы Амогхасиддхи (Реализующий высший смысл), Творческая Мудрость или Мудрость преодоления кармы
Дхьяни Будда Амограсадхи
Как изображается: Зеленого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм. Изображается с двумя руками у сердца в мудре проповеди, в правой руке он держит золотой колокольчик, а в левой - меч, либо двойную Ваджру. Ему присущи все украшения и признаки Адибудды.
Что побеждает: Зависть, ревность.
Место в мандале: Северное.
Тара (Самаятара)
(Освободительница)
Зелёная Тара
Как изображается: Сидит в падмасане, одноликая, цвет тела светло-зеленый, она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой - дигуг.
Элемент Юм: Ветер (Воздух).

У каждого из 5 Будд есть также гневные формы, которые могут выступать в качестве Защитников Учения (наряду с другими существами). Гневные формы Татхагат именуются Херуками и происходят от названия будда-семейства, к которому они принадлежат: Будда-Херука, Ваджра-Херука, Падма-Херука (форма Амитабхи), Ратна-Херука и Карма-Херука.

Шесть сансарных миров

Согласно буддийской доктрине, существует 6 сансарных миров:

  • адские существа;
  • голодные духи;
  • животные;
  • люди;
  • полубоги;
  • боги.

Как утверждает Тулку Ургьен Ринпоче , Будды появляются во всех шести мирах, а не только в мире людей:

«В мире богов Будду зовут Шакра, король богов. Среди полубогов его зовут Таксанг, среди людей - Шакьямуни, среди животных - Стойкий Лев, среди голодных духов - Пламенные Уста, а среди адских существ - Дхармараджа. Большинство существ в этих мирах воспринимает эти эманации будд всего лишь как королей или правителей своих миров»2.

Три источника прибежища

Лама, Йидамы и Защитники – это так называемые 3 корня (источника) буддийского Прибежища.

В целом основные практики ваджраяны можно свести к 3-м классам:

  • Медитация на Ламу (Гуру) для благословения, вдохновения.

  • Медитации на Защитников для достижения просветлённой активности. Защитники способны уничтожать препятствия на духовном пути, бороться с внешними и внутренними демонами, а также помогают соблюдать обеты и контролировать внутренние желания.

  • Медитации на Йидамов для особых способностей (сиддхи).

Защитники

В каждой из основных тибетских школ: ньингма, кагью, сакья и гелуг, - особое место занимают Защитники Учения. По своей природе это могут быть гневные формы Татхагат, дамчены (бывшие духи лесов, рек и т.п.), дакини и др. Рассмотрим основных защитников школ (в действительности защитников может быть десятки, причём степень важности каждого может отличаться в разных монастырях даже одной школы).

Защитники школы Ньингма

ВаджракилайяВаджракилая (Алмазный кинжал) – центральный йидам школы Ньингма, гневная форма главы одного из 5-ти будда-семейств Амогхасиддхи. Большое значение практике Ваджракилая-тантры также придают в школах Сакья и Кагью. Ваджракилая помогает преодолевать все виды препятствий, поэтому многие практикующие произносят его мантру перед медитациями.

Медитация на Ваджракилаю относится к восьми основополагающим практикам йидама, которые Гуру Ринпоче принес в Тибет из Индии. В некоторых текстах говорится, что Нагарджуна встретил Ваджрасаттву в железной башне на юге Индии и получил от него учения тантры, передав затем тайные учения многим последователям.

Наиболее известная форма Ваджракилаи имеет шесть рук и три головы: центральная — синего цвета, как и его тело, голова справа — белая, а слева — красная. Все три лица защитника имеют вертикальный глаз мудрости на лбу. Волосы Ваджракилаи, подобно языкам пламени, стоят дыбом над короной с пятью черепами. В первой паре рук на уровне сердца он держит трехгранный ритуальный кинжал. В остальных правых руках он держит по дордже, один — с девятью спицами, другой — с пятью. В левых, руках, соответственно, трезубец и пылающая драгоценность исполнения желаний. На Ваджракилае атрибуты мощной защиты, на спине накидки из шкуры слона и человеческой кожи3.

ХаягриваХаягрива – проявление Падма-Херуки или Будды Амитабхи (одного из глав будда-семейств), покровителя Чистой Земли Сукхавати. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания. Чаще всего его изображают с тремя человеческими и тремя лошадиными головами. Лошадиное ржание пронзает иллюзорные проявления материального мира, открывая сияющую реальность свободы. Херук попирает ногами змей-нагов. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. В руках Хаягрива держит ваджру, жезл, стрелу, капалу, лотос, ваджрный меч. Супруга Хаягривы – Маричи. Вместе они символизируют неразделимую природу мудрости и сочувствия.

Считается, что Падмасамбхава получил передачу практики почитания Хаягривы от Нагарджуны.

Махакала Бернагчен

Защитники школы Кагью

Махакала Бернагчен (Черный Плащ) – главный Защитник школы Кагью. Его изображают подпрыгивающим на солнечном диске, который лежит на лотосовом троне. Под ногами у него два человеческих тела, что символизирует победу над всеми препятствиями. Правая рука поднята, в ней Махакала держит отсекающий нож, а в левой руке на уровне сердца у него чаша из черепа, наполненная кровью эго. У Бернагчена большая голова (1/3 от размера всего тела), которую украшают дордже и корона из пяти черепов; волосы, подобные языкам пламени, стоят дыбом. На лбу — вертикальный глаз мудрости. У Махакалы четыре клыка и оранжевая борода, на нем атрибуты мощного защитника: кожа слона, тигриная шкура на бедрах, украшения из костей, черепов и змей. Его окружает пламя мудрости4.

Махакала может проявляться в различных формах:

  1. Чадругпа, шестирукий Махакала (защищает тело) - излучение Любящих Глаз (Авалокитешвары).
  2. Чашипа, четырехрукий Махакала (защищает речь) - излучение Будды Мудрости Манджушри.
  3. Двурукий Махакала (защищает ум) - излучение Будды Силы Ваджрапани, или Чана Дордже.

Чадругпа шестирукий Махакала Чашипа четырехрукий Махакала

Женские проявления Махакалы – это Махакали (женские ипостаси защитной энергии, присутствующей в самой вневременной природе ума). Они тоже могут проявляться в разных формах.

Считается, что вокруг Махакалы существуют различные круги Защитников:

  • Шабдаги и Шингкьонги (охраняют поля, страны и области);
  • Дамчены - бывшие духи лесов, рек или горных перевалов, которых сильные Ламы обязали дать обет и которые совсем не обязательно являются Просветленными.
  • Дакини с львиными, змеиными, волчьими и тигриными головами, которые охраняют главные и промежуточные направления.

Дукар (Белый зонт)ЭкаджатиЕщё один важный Защитник – Дукар (Белый Зонт). Считается, что ее мантра никогда не произносилась, а в виде вибрации излучилась прямо из Ушнишы, возвышения на голове Будды. У Дукар тысяча рук, держащих оружие, тысяча голов всех пяти цветов, ее 10 верхних зубов – это 10 Защитников, а 10 нижних – 10 Защитниц. Своими тысячью ногами она наступает на все препятствия5.

Защитница прямого понимания высшего единства всех вещей – Экаджати. У нее один глаз, одна грудь, один зуб и один волос, она одновременно стара и молода и находится совершенно вне всех концепций. Экаджати охраняет Махамудру и Махаати, ее тибетское имя - Нгагсунгма, что означает «Защитница Мантр»5.

Защитники школы Сакья

Главным защитником этой школы также считается Махакала, его двурукая форма - Гонпо Гур, или Дордже Гур.

Защитники школы Гелуг

Палден ЛхамоПокровительница школы Гелуг и одна из основных Защитников – Палден Лхамо, супруга Махакалы, гневная форма Сарасвати, хранительница тайн жизни и смерти, хозяйка времени. Она является охранительницей столицы Тибета Лхасы и Далай ламы; также широко почитается в школе Кагью. Ее изображение принято держать за занавесом, а имя не упоминать по причине ее грозного характера.

Палден Лхамо гигантских размеров, она едет на диком муле по морю крови, черно-синего цвета, с горящими бровями, красными, стоящими дыбом волосами, пять смеющихся черепов украшают ее драгоценную корону. Одной рукой размахивает длинной ваджрной дубиной, а в другой держит ритуальную чашу – капалу.

ЯмантакаЯмантака (Сокрушающий Владыку Смерти) – гневный аспект Манджушри. В Коренной Ваджрабхайрава-тантре (VIII в.) Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Владыку Смерти – Яму. Поскольку Манджушри – Бодхисаттва мудрости, мы можем понимать это как аллегорию победы мудрости над смертью, как достижение Освобождения, прерывающего цепь неосознанных перевоплощений6.

Ямантака изображается с шестнадцатью ногами, с тридцатью четырьмя руками, с девятью головами. Херуку изображают обнаженным, как истина, он темно-синего цвета. Центральная нижняя голова Ямантаки – голова буйвола. Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджр, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – капалу, голову, шит, аркан, лук, колокол и другие атрибуты. Под его ногами справа – антропоморфная фигура, бык, слон (или як), осел, верблюд, собака, овца и лиса. Под ногами слева – коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. Обычно внизу тханки изображено кладбище. Над восемью из девяти голов Ямантаки изображается голова Манджушри.

Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании Чже Цонкапы: 9 голов соответствуют девяти разделам буддийского канона, его 34 руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют 37 аспектам пути к Просветлению, 2 рога символизируют 2 истины: относительную и абсолютную, а 16 ног – 16 аспектов концепции пустоты. Над головами Ямантаки – диадема из пяти черепов, каждый из которых символизирует излечение от пяти ядов сознания: невежества, привязанности, гнева, гордости и ревности-жадности.

Йидамы

Йидамы - формы проявления просветлённого ума Будды, энергии и света Самбхогакайи.

В буддийском пантеоне отсутствует строгая классификация йидамов, из-за чего нередко возникает путаница. Образы могут толковаться различно в зависимости от контекста: акцент на цели – будда, на пути к цели – бодхисатва, на искусные средства – йидам.

Йидам считается идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственный потенциал Будды. Постоянная практика йидама в течение жизни способствует удержанию сознания в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти и направляет практикующего к достижению реализации Освобождения и Просветления7.

Йидамами могут быть бодхисатвы, воплощающие сострадание (разные формы Авалокитешвары, Манджушри и др.), а также ламы-учителя (Падмасамбхава, Кармапа и др.) и гневные формы Защитников Учения (Хаягрива, Ваджракилая, Ваджрапани, Хеваджра и др.).

Как правило, Лама определяет, какого йидама следует почитать ученику, и передаёт ему соответствующее посвящение (ванг).

Тара

Зелёная ТараОсобое место среди йидамов ваджраяны занимает Тара (Освободительница), способная переправлять через океан страданий сансары. Также образ Тары может толковаться как воплощение мудрости и сочувствия всех будд и как Мать всех будд (в буддизме Махаяны). Этот йидам – воплощение просветлённой активности всех будд, что в какой-то степени близко к понятию шакти в индуизме.

Тара может проявляться в разных бесчисленных формах (мирных и гневных) и на разных уровнях (даже в виде неодушевлённых предметов). Как сказал кашмирский поэт Сарваджнямитра:

«Это всеобъемлющая форма, переливающаяся как кристалл, поскольку она изменяется в связи с обстоятельствами».

Считается, что Тара спасает от всех восьми великих страхов (как внешних, так и внутренних, т.е. эмоциональных или психологических):

  1. опасность слона или неведения, глупости и недостатка осознанности;
  2. опасность льва или гордости и высокомерия;
  3. опасность огня или ненависти;
  4. опасность ядовитой змеи или зависти;
  5. опасность воров или ошибочных идей;
  6. опасность заточения в тюрьме или жадности;
  7. опасность воды или желаний и привязанности;
  8. опасность демонов или сомнений.

О возникновении Тары и её деяниях существует много легенд, как передаваемых устно, так и зафиксированных в письменных источниках. По одной из версий, цитируемой Мирандой Шо, Тара возникла из луча синего света, исходящего от Будды Амитабхи, когда тот дал обещание приносить пользу всем существам.

Легенда о возникновении Белой и Зелёной Тары

Белая ТараОднажды Авалокитешвара, почитавший Тару и произнесший её мантру 10 миллионов раз, увидел, что несмотря на все его усилия, количество пленников сансары не уменьшается. Страдания существ показались бодхисатве неисчерпаемыми и тогда из его глаз потекли слёзы. Из этих слёз сострадания и любви возникло озеро, в котором распустилось два цветка лотоса. В них проявились женские будда-формы: Белая и Зеленая Тара, которые пообещали помогать Авалокитешваре и отныне стали вместе с ним заботиться обо всех существах. В другой интерпретации две Тары возникли из самих слез бодхисатвы.

Среди последователей ваджраяны распространено мнение, что Белая Тара поддерживает практикующих в достижении более глубоких состояний медитации. Именно поэтому её изображают с семью глазами (дополнительные глаза на стопах, ладонях и один на лбу), которые подчёркивают её способность видеть и осознавать все страдания во Вселенной.

Считается, что практики Зелёной Тары помогают развитию мудрости, устраняют страхи и беспокойства, исполняют желания. Этот йидам моментально приходит на помощь преданному, поэтому нога Зелёной Тары спущена с трона (символ готовности откликнуться на призыв в любой момент).

Бодхисаттва

В заключении нашей статьи коснемся ещё одного понятия, с которым столкнётся каждый при изучении ваджраяны – бодхисаттва.

Бодхисаттвой в тибетском буддизме может быть любое существо – это тот, кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от сна неведения для блага всех существ, своего рода герой, причём обязательно уже достигший первого уровня освобождения (реализовавший первую «бхуми»). Бодхисаттва – это тот, кто познал «пустоту», то есть единство истинной реальности, а потому развил сочувствие и мудрость.

Авалокитешвара

Бодхисаттва АвалокитешвараБодхисаттва Авалокитешвара – великое сострадание всех 5-ти Татхагат и проявление их речи. Преданных он одаряет самадхи чистоты, уничтожает привязанность к жизни и смерти.

Авалокитешвара обладает множеством форм. Одной из самых почитаемых среди последователей тибетского буддизма является четырёхрукий сидящий бодхисаттва. Обычно его изображают сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса. Его тело белого цвета, он одет в прекрасные одежды и украшения Самбхогакайи. С левого плеча Авалокитешвары свисает оленья шкура. В двух руках у груди Бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую желания, в двух других руках – хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Именно это форма считается олицетворением мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Считается, что тот, кто произнесёт эту мантру сто тысяч раз, обретёт просветление. Данную мантру называют «сокровищем мудрости». «Мани» значит «ваджра» – символ просветления и одновременно метод достижения мудрости, «падме» – «лотос», т.е. сама мудрость. Их соединение в мантре символизирует соединение мужского и женского начала Вселенной, постижение мудрости посредством метода. Эта мантра – воплощение основной тантрической идеи единения двух начал Вселенной.

Источники

  1. Краткое сравнение пяти тибетских традиций (буддийских и бонской). Александр Берзин. Берлин, 10 января 2000 г. Дополнено выдержками из лекции на ту же тему, прочитанной в Мюнхене 30 января 1995 г.
  2. Тулку Ургьен Ринпоче. Повторяя слова Будды. Перевод с английского С.Селиванов, Б.Гребенщиков, Санкт-Петербург, изд-во "Ясный Свет", 1997
  3. Согьял Ринпоче. Лераб Линг, июнь 1997.
  4. "Пространство и блаженство. Буддийские статуи и ритуальные предметы". Перевод Юлии Воротниковой. Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, 2011 г.
  5. Защитники Дхармы. Лама Оле Нидал
  6. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011.
  7. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности. СПб., 1993

Поделиться ссылкой:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru