Поиск
Контакты

Пантеон Ваджраяны

Мандала Намо.
В пустой сущности, дхармакае,
В познающей природе, самбхогакае,
Во множественном проявлении, нирманакае,
Я принимаю прибежище
Вплоть до просветления.

Падмасамбхава

Говоря о пантеоне буддизма, состоящем из различных классов существ, необходимо учитывать общую структуру учения – разделение на сутру и тантру, а также деление тантр на «внутренние» и «внешние». Каждому из разделов учения соответствуют свои созерцательные методы, а в тантре еще и особые медитативные Божества (Йидамы).

Три драгоценности

Будда ШакьямуниВ первую очередь, следует обратить внимание на триратну – «три драгоценности». К ним относят Будду, его учение, дхарму, и общину практикующих – сангху. Принятие прибежища в трех драгоценностях, собственно, и делает человека буддистом. Это означает, что он принимает Будду как духовный ориентир, его учение – как действенный метод, а следующих этому методу – как товарищей по духовному пути. По сути, весь буддийский пантеон представляет собой развитие отдельных аспектов триратны.

Три драгоценности в учении сутры

Внешний аспект дхармы Будды называется сутрой. Имеется в виду, в первую очередь, класс текстов-сутр, представляющих собой фиксацию наставлений исторического Будды Шакьямуни, данных в различных обстоятельствах и по различным поводам. Пантеон сутрического буддизма не слишком обширен. Это Будда Шакьямуни и несколько его главных учеников (чаще всего Шарипутра, Маудгальяна и Ананда). Иногда к ним добавляется Майтрея – Будда следующего исторического периода, который явится в мир, когда учение Шакьямуни придет в упадок. В практике буддизма сутры нет Божеств как объектов медитации.

Три драгоценности в учении тантры

В буддийском учении тантры («тантраяны», «ваджраяны», «мантраяны») фигура Будды приобретает несколько иное значение. Исторический Будда Шакьямуни воспринимается как один из аспектов более фундаментального понятия – трех тел Будды (трех форм проявления природы Будды на разных уровнях существования).

Дхармакая (санскр. धर्मकाय, «тело дхармы») – вечная сущность учения Будды, абсолютная, истинная реальность, пронизывающая всю Вселенную и постигаемая лишь в состоянии просветления.

Самбхогакая (санскр. संभोगकाय, «тело наслаждения») – производное дхармакаи; совокупность многочисленных Будд, пребывающих в чистых землях («небесных странах») и наслаждающихся нирваной как положительным блаженством. Самбхогакая доступна для восприятия бодхисаттвам и йогинам – мастерами медитации (дхьяны), то есть тем, чье сознание развертывается на уровне миров форм и не-форм.

Нирманакая (санскр. निर्माणकाय, «превращенное тело» («тело, созданное магическими метаморфозами»)) – воплощения дхармакаи в физических телах земных Будд (Будды Шакьямуни в частности), являющихся для провозглашения учения живым существам различной духовной зрелости.

СамантабхадраДхармакая символически представляется фигурой Изначального (Ади) Будды – Самантабхадры (в школе ньингма) или Ваджрадхары (в школах «новых переводов» – сарма (кагью, сакья, гелуг)). По сути дела, дхармакая лишена какой-либо формы (и потенциально содержит в себе все). В фигуре Будды Самантабхадры, изображаемого в союзе с супругой Самантабхадри, это символически обозначено отсутствием одежд и украшений, характерных для Божеств самбхогакайи.

На уровне самбхогакайи можно говорить о признаках и атрибутах Будды. Его отдельные качества могут быть символически представлены как медитативные Божества. Такой подход позволяет практику более подробно «проработать» отдельные аспекты учения.

В первую очередь, следует упомянуть классификацию, известную как Пять Дхьяни-будд. Сам термин образован от слова «дхьяна» (санскр. ध्यान, dhyāna, «сосредоточение, созерцание») – медитативное состояние, характеризующееся однонаправленной концентрацией. Дхьяни-будды соответствуют скандхам – пяти группам компонентов, составляющих живое существо: форме, ощущению, распознаванию, воле и сознанию. Непросветленному человеку скандхи кажутся его «эго», или личностью.

5 Дхьяни-будд

В сущности, Пять Будд представляют собой преобразование пяти ядов, или заблуждений (неведения, страсти, гнева, зависти и гордыни), в пять трансцендентных мудростей.

Всеобъемлющая мудрость (санскр. धर्मधातुज्ञान, dharmadhātujñāna) – реализация абсолютной истины, естественного состояния всех явлений.

Мудрость различения (санскр. प्रत्यवेक्षनाज्ञान, pratyavekṣanājñāna). Несмотря на то, что с точки зрения абсолютной природы все феномены равны и потому одинаковы, с точки зрения самих феноменов все явления сансары и нирваны различны и не подвержены смешению.

Зерцалоподобная мудрость (санскр. आदर्शज्ञान, ādarśajñāna). Подобно тому, как зеркало отражает все, что перед ним возникает, эта мудрость «отражает» все феномены сансары и нирваны без малейших искажений.

Мудрость совершения действий (санскр. कृत्यानुष्ठानज्ञान, kṛtyānuṣṭhānajñāna). Подобно тому, как доктор, диагностировав заболевание, делает все возможное, чтобы излечить его, Будды, понимая нужды живых существ и то, какими действиями их удовлетворить, неизменно являются – спонтанно и без усилий – чтобы принести живым существам пользу этими действиями.

Мудрость равностности (санскр. समताज्ञान, samatājñāna). Подобно тому, как все отражения в зеркале одинаковы в том, что они лишь отражения, к которым неприменимы категории добра и зла, мудрость равностности – это восприятие сансары и нирваны как одинаковых, имеющих одно состояние и один вкус.

У каждого Дхьяни-будды имеются свои узнаваемые символы и признаки, подробно описываемые в посвященных им текстах. 

СЕМЕЙСТВО ДХЬЯНИ-БУДДА
СУПРУГА
Будда Вайрочана
Дхьяни Будда Вайрочана
Исцеляемая клеша (порок): неведение (санскр. avidyā)
Скандха (группа привязанности): виджняна – сознание
Расположение в мандале: центр
Символ: дхармачакра – колесо закона
Мудра (положение рук): дхармачакра – обучение дхарме
Цвет: белый
Вахана (опора престола): лев
Ваджрадхатвишвари
Белая Тара
Олицетворение стихии пространства
Ваджра Акшобхья
Дхьяни Будда Акшобхья
Исцеляемая клеша (порок): гнев (санскр. dvesha)
Скандха (группа привязанности): рупа – форма
Расположение в мандале: восток
Символ: ваджра – алмазный скипетр
Мудра (положение рук): бхумиспарша – касание земли
Цвет: синий
Вахана (опора престола): слон
Мамаки
Мамаки
Олицетворение стихии воды
Падма Амитабха
Дхьяни Будда Амитабха
Исцеляемая клеша (порок): страсть (санскр. rāga)
Скандха (группа привязанности): санджня – восприятие, представление
Расположение в мандале: запад
Символ: лотос
Мудра (положение рук): дхьяна – медитация
Цвет: красный
Вахана (опора престола): павлин
Пандаравасини
Пандаравасини
Олицетворение стихии огня
Ратна Ратнасамбхава
Дхьяни Будда Ратнасамбхава
Исцеляемая клеша (порок): гордыня (санскр. māna)
Скандха (группа привязанности): ведана – чувства, ощущение
Расположение в мандале: юг
Символ: драгоценный камень или камень исполнения желаний (чинтамани)
Мудра (положение рук): варада – даяние, щедрость
Цвет: желтый
Вахана (опора престола): лошадь
Лочана
Лочана
Олицетворение стихии земли
Карма Амогхасиддхи
Дхьяни Будда Амограсадхи
Исцеляемая клеша (порок): зависть (санскр. irshya)
Скандха (группа привязанности): самскара – воля
Расположение в мандале: север
Символ: удвоенная ваджра (вишваваджра)
Мудра (положение рук): абхая – бесстрашие
Цвет: зеленый
Вахана (опора престола): гаруда
Самая-Тара
Самая-Тара
Олицетворение стихии воздуха

Три корня

В ваджраяне наряду с тремя драгоценностями почитаются три корняЛама (Гуру), Йидам (Ишта-девата) и Кхандро (Дакини).

Гуру соответствует Будде в обычном прибежище. Говорится, что Гуру даже более добр к ученикам, чем Будда, поскольку присутствует сейчас и дает учение.

Йидам в ваджраяне понимается как «персонификация метода» (по выражению Александра Берзина) и, таким образом, сопоставлен дхарме. Йидамы – это медитативные Божества в мирной или гневной форме, связанные с теми или иными тантрами и условно относимые к одному из четырех (а в школе Ньингма – шести) классов тантр. Они занимают центральное место в пантеоне ваджраяны. Каждому Йидаму соответствует свита, составляющая его мандалу и состоящая из супруги/супруга, а также мирских и надмирских защитников,

Дакини – женские Божества, воплощающие мудрость и помогающие садхакам в их практике, – соответствуют сангхе.

Древо прибежищаТри драгоценности и три корня в иконографии изображают как «древо прибежища» – символическое собрание Учителей, Божеств и Защитников отдельной парампары. На иллюстрации (древо прибежища линии лонгчен нинтиг (ньингма)) мы видим в центре фигуру основателя школы, Гуру Падмасамбхаву, в союзе с супругой – Еше Цогьял. Вокруг него расположились медитативные Божества линии, перед ним – Будды трех времен. Также справа и слева изображены собрания бодхисаттв и монахов. В нижнем ряду расположились Защитники учения. У каждой школы – собственное древо прибежища, но структура их аналогична описанной.

Внешние и внутренние тантры

Тантры ваджраяны принято делить на внешние и внутренние. Базовая концепция этого разделения состоит в том, что во внешних тантрах медитативное Божество воспринимается как внешнее по отношению к садхаку, а во внутренних садхака созерцает свое тождество с ним. Считается, что только внутренние тантры могут позволить реализовать мокшу в течение одной жизни, для внешних тантр этот срок составляет от трех до двенадцати жизней с последовательной практикой садханы. Божества внешних тантр в большинстве своём мирные, к ним можно обращаться как для обретения мокши, так и с мирскими вопросами. Божества внутренних тантр созерцают исключительно с надмирскими целями.

При рассмотрении отдельных Божеств следует учесть несколько моментов. Во-первых, все Божества могут быть, так или иначе, соотнесены с одним из Будда-семейств и Дхьяни-будд. К примеру, Ваджракилая – это гневный аспект Ваджрасаттвы. Во-вторых, в любой из школ тибетского буддизма могут присутствовать все Божества, однако у каждой школы есть свои особые садханы, практикуемые чаще всего именно в ней. В основном это относится к Божествам внутренних тантр – внешние часто практикуются мирянами, для которых межшкольные различия не столь принципиальны.

Пантеон внешних тантр (крия-, чарья- и йога-тантр) – бодхисаттвы

Бодхисаттва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva), букв. «[устремлённое к] пробуждению/просветлению существо», или просто «пробуждённое/просветлённое существо». В «Сардхадвисахасрика-праджняпарамита-сутре» Буддой было разъяснено, что бодхисаттвой можно называть только существо, реализовавшее определённый уровень осознавания, так называемую первую бхуми (землю бодхисаттвы). До этого момента его надлежит именовать «джатисаттвой». Путь бодхисаттвы направлен на самоосвобождение ради освобождения других. Он вырывается за пределы мирского плана бытия, не покидая последнего. Для того чтобы встать на путь бодхисаттвы, необходимо дать нерушимые обеты Будде, либо другому бодхисаттве.

Подобно Дхьяни-буддам, бодхисаттвы соотносятся с разными семействами.

Наиболее «популярные» среди практикующих буддистов – бодхисаттвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и Тара (в буддизме махаяны она выступает как в женщина-бодхисаттва, в буддизме ваджраяны – как Йидам).

Божества внутренних тантр

К внутренним тантрам относятся ануттара-йога-тантры школ сарма, а также махайога-тантры и ануйога-тантры традиции ньингма.

Божества школы НьингмаКагье, или Божества восьми великих садхан.

Божество школы КагьюЧакрасамвара.

Божество школы СакьяХеваджра.

Божества школы Гелуг – Ямантака Ваджрабхайрава, Гухьясамаджа, Чакрасамвара.

Защитники Дхармы

В каждой из основных тибетских школ: ньингма, кагью, сакья и гелуг, – особое место занимают защитники учения, дхармапалы. Это могут быть гневные формы Татхагат, дамчены (бывшие духи лесов, рек и т. п.), дакини и др. Рассмотрим основных защитников школ (в действительности защитников может быть десятки, причём степень важности каждого может отличаться в разных монастырях даже одной школы).

Защитники школы ньингма – Экаджати, Дордже Лекпа (Ваджрасадху), Дза Рахула.

Защитник школы кагьюМахакала Бернагчен (Махакала Черный Плащ).

Защитники школы сакьяПанджаранатха Махакала (Махакала Владыка Шатра), Бегцзе Чамсин.

Защитники школы гелуг – Палден Лхамо (Шри Деви), Каларупа (Яма Дхармараджа), Читипати.