Поиск
Контакты

Калачакра

Калачакра-тантра (санкр. कालचक्र तन्त्र) относится к разделу ануттарайога-тантры.

Возникновение Калачакры

Согласно традиционным представлениям, Будда Шакьямуни передал учение Калачакры царю Шамбалы Сучандре, через год после Просветления (по другим данным, он изложил эту тантру на 81 году жизни). Будда Шакьямуни проявил себя как божество Калачакра возле ступы Шри Дханьякатака, на юге Индии. Царь Сучандра узрел трехмерный дворец-мандалу, в центре которого находился Калачакра в союзе с супругой Вишваматой. Помимо этой мандалы, проявилась вторая, представлявшая собой космос.

Таким образом, была разъяснена Внешняя Калачакра, Внутренняя Калачакра и Иная Калачакра.

Круговороты Калачакры

Слово Калачакра буквально означает «колесо (круговорот) времени». В системе Калачакры присутствуют три таких круга – внешний, внутренний и иной.

Внешний круг связан с циклами, через которые проходит Вселенная (макрокосм). Например, космические, астрономические или исторические циклы.

Внутренний круг связан с циклами, через которые проходят отдельные существа (микрокосм). Например, это психофизиологические циклы, а также циклы, относящиеся к перерождению (рождение и смерть). Внутренний круг включает тонкое тело человека, состоящее из энергетических каналов, чакр, энергетических ветров, тонких колебаний и творческих энергетических капель. Такая структура аналогична структуре Вселенной, состоящей из планет, их орбит, вращения планет по орбитам, и тд.

Один и самых важных внутренних циклов – это цикл дыхания, т.к. дыхание напрямую связано с движением энергетических ветров на уровне микро и макрокосма.

А. Берзин показывает фундаментальную связь дыхания и вселенских процессов:

«На внешнем уровне, если сутки делятся на шестьдесят часов Калачакры (нет правила, что они могут делиться только на двадцать четыре часа!), тогда в трёхсотшестидесятидневном лунном году всего 21600 часов. Подобным же образом, если наши энергии сбалансированы, мы совершаем 21600 дыханий в сутки, т. е. одно дыхание в каждые четыре современные секунды, в чём можно убедиться, если замерить время своего собственного дыхания. Точно так же, как солнце половину года движется через северный сектор неба и половину года через южный, что известно в астрономии как северное и южное склонение солнца, подобным образом и мы сами дышим половину времени преимущественно через правую ноздрю, а остальную половину – через левую» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

И внутренние, и внешние циклы содержат кармические ветры, которые проходя через четыре творческие энергетические капли тонкого тела, создают видимости «четырех событий». Например, эти видимости могут быть связаны со зрительными образами, звуком, запахами, вкусами или со способами осознавания. Эти видимости познаются в состояниях бодрствования, сновидений, глубокого сна без сновидений и в запредельном состоянии. Практики, связанные с «четырьмя событиями», позволяют адепту обрести четыре тела Будды: нирманакаю, самбхогакаю, джняна-дхармакаю и свабхакаю.

Внешний и внутренний круги управляются ветрами кармы и вместе образуют сансару.

Иной круг относится к практикам Калачакры, он трансформирует адепта и дарует ему освобождение от внешнего и внутреннего кругов.

Садхана стадии зарождения и стадии завершения

Процесс освобождения от разрушительного влияния времени начинается с посвящения Калачакры. Затем адепт приступает к практике «стадии зарождения» (кьерим), и, завершив ее, выполняет практику «стадии завершения» (дзогрим).

На стадии зарождения (кьерим) адепт выполняет сложные визуализации, в которых представляет, как он, в виде определенного образа Будды, зарождается внутри мандалы. Одновременно с выполнением визуализаций, адепт вызывает в уме и чувствует различные состояния, связанные с состраданием и пустотой.

Стадия завершения (дзогрим) включает в себя практики, связанные с осознанным управлением энергией, с ее перемещением по тонким каналам, которые связывают тело с наиболее глубоким уровнем сознания – тончайшим сознанием. В результате такой работы с энергией адепт растворяет энергетические ветры в центральном канале и подходит к самым глубоким и тонким уровням сознания, проявляется тончайшее сознание ясного света. А. Берзин следующим образом описывает эти процессы:

«Методы стадии завершения зарождают тонкие звуки внутри центрального энергетического канала, которые помогают вводить в них энергетические ветры и там растворять» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002)

В результате практики этих двух стадий адепт реализует видение реальности и непрестанное на ней сосредоточение, которое приносит ему освобождение от связанности циклами времени, он обретает тело и сознание Будды.

Мандала Калачакры

Мандала Калачакры представляет собой символическую модель Вселенной; она включает в себя и время, и пространство. 

kalachakra-mandala.jpg

Это - местопребывание Йидама. Мандала отражает его природу и отличительные особенности, его Бытие; мандала и Йидам нераздельны. Вокруг и внутри мандалы находятся 722 будды (включая центральную пару), символизирующие очищенные состояния тела, речи и ума, а также связь адепта с пространством и временем. Более того, каждая архитектурная часть мандалы связана с каким-либо качеством и постижением, которое адепт должен удерживать в сознании. В центре мандалы находится Калачакра в союзе со своей супругой Вишваматой. Впервые адепта вводит в мандалу Учитель в процессе посвящения, при этом Учитель визуализируется и осознается адептом одновременно как все фигуры мандалы, а не только как центральная.

Йидам Калачакра

Йидам Калачакра является основным божеством в Традиции Калачакры. 

kalachakra-yidam.jpg

Он обладает телом синего цвета, имеет четыре лица (белое, красное, синее и желтое), три пары плеч, 24 руки. Большие пальцы его рук - желтого цвета, указательные - белого, средние - красного, безымянные - черного, мизинцы - зеленого. Первая фаланга пальцев - черного цвета, вторая - красного, третья белого. Его левая нога белого цвета согнута и наступает на белого Ишваpу, правая нога красного цвета вытянута и наступает на красного Камадеву. Его длинные волосы завязаны в узел на макушке, украшенной драгоценностью и полумесяцем. На голове его пребывает Ваджpасаттва. Вокруг талии – шкура тигра.

Он изображается в союзе с супругой – Вишваматой. Ее тело желтого цвета. У нее четыре лица, с тремя глазами на каждом лице и восемь рук. Она украшена пятью символическими украшениями.

Данные формы отражают множество уровней символизма, раскрыть который полноценно может только Учитель. Как утверждает А. Берзин, сложность образов непосредственно отражает сложность процесса становления Буддой: «Буддам требуется активно поддерживать в уме полный набор своих постижений и качеств одновременно – так, чтобы использовать их эффективным образом в помощи другим. Кроме того, Буддам требуется быть внимательными к мириадам личных деталей тех, кому они помогают, чтобы всегда делать то, что правильно» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

Мантра Калачакры

Основная мантра Калачакры:

OM AH HUM HOH HAM KSHAH MA LA VA RA YA HUM PHAT

В соответствии с объяснением Кирти Ценшаб Ринпоче (Kirti Tsenshab Rinpoche: Graz, Austria, September 1999), первые четыре слога мантры символизируют четыре ваджры: OM – это ваджра тела, AH – ваджра речи, HUM – ваджра ума, HOH – ваджра мудрости. Следующие два слога символизируют Калачакру (HAM) и его супругу Вишвамату (KSHAH). Слог MA обозначает дворец Калачакры – мандалу, четыре слога LA VA RA YA соотносятся с четырьмя элементами – земля, огонь, вода и воздух. HUM PHAT, как объясняет Лосанг Самтен (Losang Samten), выражает пожелание того, чтобы рецитация мантры принесла высшее благо для всех живых существ.

Классификация семейств (кула) Калачакры

Как утверждает Vesna A. Wallace, в Традиции Калачакры семейство главного божества рассматривается как три, четыре, пять и шесть семейств (кула).

Классификация по трем семействам на уровне микрокосма соотносится с телом, речью и умом, а также с левым, правым и центральным каналами (нади); на уровне макрокосма – с тремя царствами, желания, формы и бесформенности. На уровне абсолютной реальности – это три тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая.

Четыре семейства на уровне микрокосма соотносятся с телом, речью, умом и мудростью; с менструальной кровью, спермой, умом и мудростью; с четырьмя бинду и связанными с ними четырьмя состояниями сознания (бодрствование, сон, глубокий сон и четвертое состояние). На уровне микрокосма четыре семейства – это семейства Солнца, Луны, Раху и Кету. На уровне абсолютной реальности – это четыре тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая, Дхармакая и Джнянакая.

Пять семейств на уровне микрокосма соотносятся с пятью скандхами. В обществе – это четыре касты и безкастовые. На уровне абсолютной реальности – это пять аспектов мудрости Будды, проявленные, как пять будд, Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи.

Шесть семейств на уровне микрокосма – это скандхи и их пустотность; на уровне общества – это четыре касты, а также домбы и чандалы. На уровне абсолютной реальности - это пять будд, о которых было упомянуто выше, и Свабхавикакая.

Линии передачи Калачакры

Царь Сучандра (воплощение Ваджрапани), достигнув реализации, передал учение своим подданным. Он записал Калачакра-тантру на родном языке, а также составил обширный комментарий на неё. Коренной текст Калачакры (Мула Калачакра-тантра) состоял из 12 тыс. шлок (до наших дней он не дошел). Далее Калачакра передавалась царями Шамбалы по наследству. После Сучандры учение передавалось царем Манджушри-Яшасом (воплощение Манджушри), который составил краткую Калачакра-тантру, а его сын Пундарика (воплощение Авалокитешвары) написал комментарий на неё под названием "Ясный свет". Эти два текста в X веке были принесены в Индию махасиддхой Чилупой и Калачакрападой Старшим, они передали учение Калачакрападе Младшему. От них берет начало распространение Калачакры в Индии и Тибете. В XI веке в Тибете начали распространяться две основные линии передачи – Дро и Рва. Линия Дро была основана учеником Калачакрапады Младшего Соманатхой и его переводчиком Дро Лоцава. Линия Рва была основана другим учеником Калачакрапады Младшего Саманташри и его переводчиком Рва Лоцава Чораб.

kalachakra-line.jpg

(Схема составлена А. Берзиным)

В настоящее время, учение Калачакры присутствует во всех линиях Ваджраяны. Практика Калачакры является основной в Традиции Джонанг.

Библиография

Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002
Лондол-лама Агван Лобсан. История Калачакры. Краткий вариант
Vesna A. Wallace. The Inner Kalacakratantra: A Buddhist Tantric View of the Individual
Kirti Tsenshab Rinpoche. The Kalachakra Mantra: Graz, Austria, September 1999. Translator: Peter Roberts, transkript: Michaela Puntigam. © 2001 Edition She Drup Ling Graz