Поиск
Контакты

Шри Чакра

Шри Чакра, или Шри Янтра, – это широко известный тантрический символ, отражающий мистическое устройство Вселенной. Центральная часть Янтры состоит из 43 сгруппированных вокруг точки бинду треугольников, образованных пересечением 9 треугольников, представляющих Шакти (пять треугольников, обращенных вершинными углами вниз) и Шиву (четыре треугольника, обращенных вершинными углами вверх). Сорок три треугольника окружены 8-лепестковым лотосом, заключенным в 16-лепестковый лотос. Далее идет внешний квадрат – бхупур.

Бинду символизирует собой метафизический союз Шивы и Шакти, изначальное единство, из которого манифестируется Бытие. «Развертывание» Шри Чакры происходит по часовой стрелке и начинается с левой стороны центрального треугольника – камакалы. Более подробно этот процесс можно описать так: бинду разделяется на три бинду и панчадаши-мантру; из них образуется камакала (бинду становятся вершинами треугольника, а три куты мантры – сторонами, начиная с левой). Пятнадцать слогов мантры плюс центральная бинду составляют 16 калА и являют собой сущность Великой Богини Шри Чакры – Лалиты Трипурасундари. Центральный треугольник является также источником трех видов Матрикипашьянти, мадхьяма, вайкхари, через которые Богиня распространяет себя во все остальные авараны Шри Чакры.

Шри Янтра

Девять аваран Шри Чакры

Буквально «аварана» означает «завеса», «покров» или «ограждение». Авараны включают в себя шесть внутренних секций, образованных 43 треугольниками, оба круга лепестков и бхупур.

Первая аварана

Трилокьямохана-чакра (trilokyamohana-cakra) или бхупур (bhūpur) представляет собой квадрат с четырьмя вратами, состоящий из трех «стен» – белой, красной и желтой. В этой аваране почитаются 28 шакти. Управляющее божество этой авараны – Трипурачакрешвари (Tripurācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвасамкшобхини (Sarvasaṁkṣobhiṇi); Йогини – Пракатайогини (Prakaṭayoginī).

"Трилокьямохана" буквально означает «привлекающая три мира». По одной из трактовок, речь идет о бхур-локе (физическом мире), бхувар-локе (тонком мире) и свар-локе (небесном мире); а также о трех состояниях сознания – бодрствовании, сне и глубоком сне. Трилокьямохана-чакра связана со стражами сторон света и десятью мистическими способностями – сиддхи (анима, лагхима, махима, ишитва, вашитва, пракамья, бхукти, иччха, прапти и сарвакама).

В первой «стене» (линии) находятся 10 Шакти, олицетворяющих собой сиддхи: Анимасиддхи, Лагхимасиддхи, Махимасиддхи, Ишитвасиддхи, Вашитвасиддхи, Пракамьясиддхи, Бхуктисиддхи, Иччхасиддхи, Праптисиддхи, Сарвакамасиддхи.

Вторую «стену» охраняют Ашта-матрики: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави (охраняют 4 входа Шри Чакры); Варахи, Айндри, Чамунда и Махалакшми (охраняют 4 угла Шри Чакры).

В третьей «стене» пребывают 10 Мудра-шакти (с помощью 10 особых мудр садхака почитает Богиню в каждой аваране): Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвавашанкари, Сарвонмадини, Сарвамаханкуша, Сарвакхечари, Сарвабиджа, Сарвайони, Сарватрикханда.

Между первой и второй авараной находятся три круга – тривритта (trivṛtta). В соответствии с "Камакалавиласа-тантрой", три круга символизируют три формы света, исходящих от трёх бинду, находящихся в центре Шри Чакры. Также есть мнение, что тривритта соотносятся с тремя целями человеческой жизни – дхармой, артхой и камой, четвертая же цель, мокша, реализуется, когда адепт достигает центра Шри Чакры.

Вторая аварана

Вторая аварана представляет собой 16-лепестковый лотос, она известна как сарваша-парипурака чакра (sarvāśa-paripūraka chakra). Управляющее божество этой авараны – Трипурешичакрешвари (Tripureśīcakreśvarī); Мудрашакти – Сарвавидхравини (Sarvavidhrāviṇī); Йогини – Гуптайогини(Guptayoginī).

В 16-лепестковом лотосе пребывают 16 Акаршини Деви: Камакаршини Нитьякаладеви, Буддхьякаршини Нитьякаладеви, Ахамкаракаршини Нитьякаладеви, Шабдакаршини Нитьякаладеви, Спаршакаршини Нитьякаладеви, Рупакаршини Нитьякаладеви, Расакаршини Нитьякаладеви, Гандхакаршини Нитьякаладеви, Читтакаршини Нитьякаладеви, Дхарьякаршини Нитьякаладеви, Смритьякаршини Нитьякаладеви, Намакаршини Нитьякаладеви, Биджакаршини Нитьякаладеви, Атмакаршини Нитьякаладеви, Шариракаршини Нитьякаладеви.

В "Камакалавиласа-тантре" о второй аваране говорится:

«пять элементов (бхута) [ земля, вода, огонь, воздух и эфир], десять чувств [пять индрий восприятия и пять индрий действия] и ум – шестнадцать остальных проявлений Богини. Они обитают в шестнадцати лепестках внешнего лотоса как Камакаршини и остальные».

16 лепестков также соотносятся с 16 лунными кала и содержат 16 гласных санскрита, от अ до अः.

«[Внешний же] лотос всегда следует созерцать как несущий на своих лепестках гласные [вместе с двумя – анусварой и висаргой]». 

("Камакалавиласа-тантра")

Третья аварана

Третья аварана, сарвасамкшобхана-чакра (sarva-saṁkṣobhaṇa chakra), представляет собой 8-лепестковый лотос, символизирующий восемь Ананга Деви: Ананга Кусума, Ананга Мекхала, Ананга Мадана, Ананга Маданатура, Ананга Рекха, Ананга Вегини, Ананга Ангуша и Ананга Малини.

Управляющее божество этой авараны – Трипурасундари Чакрешвари (Tripurasundarī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвакаршини (Sarvākarṣiṇī); Йогини – Гуптатарайогини (Guptatarayoginī).

Эти восемь Ананга Деви связаны с психическими процессами, касающимися любви, а также управляют некоторыми тонкими психофизическими процессами в сознании человека. По одной из версий эти восемь Деви представляют пракрити, махат, эго, пять танматр, пять махабхут, десять органов действия и восприятия, антахкаран, пурушу. Другая версия говорит о том, что они есть выражение, понимание, движение, уничтожение, похоть, неприятие, внимание и непривязанность. Также на 8 лепестках лотоса расположены 8 групп согласных от क до ह.

Четвертая аварана

Четвёртая аварана, сарва-саубхагья-даяка-чакра (sarva-saubhāgya-dāyaka chakra), представляет собой внешний "круг" центральной фигуры, состоящий из 14 треугольников. Эта аварана связана с материальным и духовным благополучием.

Управляющее божество данной авараны – Трипуравасини Чакрешвари (Tripuravāsinī cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвашанкари (Sarvavaśaṅkarī); Йогини – Сампрадаяйогини (Saṁpradāyayoginī).

В четвертой аваране почитаются 14 шакти: Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвахладини, Сарвасаммохини, Сарвастхамбини, Сарваджримбхини, Сарвавашанкари, Сарваранджани, Сарвонмадини, Сарвартхасадхика, Сарвасампаттипурани, Сарвамантрамайи, Сарвадвандвакшайанкари.

В соответствии с "Бхавана-упанишадой", эти 14 шакти соотносятся с 14 важнейшими тонкими каналами (нади) в теле человека: аламбушей, куху, вишводарой, вараной, хастиджихвой, яшовати, паясвини, гандхари, пушей, шамкхини, сарасвати, идой, пингалой и сушумной. Также на треугольниках расположены 14 гласных начиная с अ и заканчивая औ.

Пятая аварана

Пятая аварана, известная как сарвартха-садхака-чакра (sarvārtha-sādhaka chakra), состоит из 10 треугольников. 

Управляющее божество этой авараны – Трипурашри Чакрешвари (Tripurāśrī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвонмадини (Sarvonmādinī); Йогини – Кулотирнайогини (Kulotīrṇayoginī).

В пятой аваране почитаются 10 шакти: Сарвасиддхипрада Деви, Сарвасампатпрада Деви, Сарваприянкари Деви, Сарвамангалакарини Деви, Сарвакамапрада Деви, Сарвадукхавимочини Деви, Сарвамритьюпрашамани Деви, Сарвавигхнаниварини Деви, Сарвангасундари Деви, Сарвасоубхагьядайини Деви.

Они соответствуют 10 пранам: пране, апане, вьяне, удане, самане, наге, курме, крикаре, девадатте, дхананджае.

На треугольниках расположены 10 согласных – 5 согласных क-варги и 5 согласных च-варги.

Шестая аварана

Шестая аварана – сарва-ракшакара-чакра (sarva-rakṣākara chakra). Она состоит из 10 треугольников, символизирующих Ракша Деви – энергии, направленные на защиту тела и сознания: Сарваджня Деви, Сарвашакти Деви, Сарваишварьяпрада Деви, Сарваджнянамайи Деви, Сарвавьядхивинашини Деви, Сарвадхарасварупа Деви, Сарвапапахара Деви, Сарванандамайи Деви, Сарваракшасварупини Деви, Сарвепситапхалапрада Деви.

Управляющее божество этой авараны: Трипурамалини Чакрешвари (Tripuramālinī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвамаханкуша (Sarvamahāṅkuśā); Йогини – Нигарбхайогини (Nigarbhayoginī).

На 10 треугольниках расположены десять согласных ट- и त-варги.

Седьмая аварана

Седьмая аварана, Сарварогахара-чакра (sarva-roga-hara chakra), состоит из 8 треугольников, в каждом из которых пребывает Вагдеви: Вашини Вагдеви, Камешвари Вагдеви, Модини Вагдеви, Вимала Вагдеви, Аруна Вагдеви, Джайни Вагдеви, Сарвешвари Вагдеви, Каулини Вагдеви. Восемь Вагдеви (Вак Деви) являются богинями речи, и считаются составителями Лалиты Сахасранамы, а также управляют алфавитом и присутствуют во всем, что с ним связано.

Седьмая аварана затрагивает 5 органов действия (кармендрии), 5 органов восприятия (джянендрии), антахкарану (манас, буддхи, читту и ахамкару), 5 пран, 5 элементов, желание, невежество и карму.

Управляющее божество этой авараны – Трипура Сиддхамба (Tripurā Siddhāṁbā); Мудрашакти – Сарвакешари (Sarvakeśarī), Йогини - Рахасьяйогини (Rahasyayoginī).

Восьмая аварана

Восьмая аварана, сарвасиддхипрада (sarva siddhi pradhā), представляет собой треугольник, направленный вниз. Этот треугольник воплощает Вишва Йони, источник всего феноменального Бытия. В этой аваране происходит полная духовная трансформация адепта.

Управляющее божество этой авараны – Трипурамба Чакрешвари (Tripurāṁbācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвабиджа (Sarvabīja); Йогини – Атирахасьяйогини (Atirahasyayoginī).

В восьмой аваране пребывают три шакти:

  1. Маха Камешвари (нижняя точка треугольника) представляет собой божественную энергию, пронизывающую Вселенную и дживатман, воплощает иччха-шакти, является отражением Пара-бинду; соотносится с камагирипитхой.

  2. Маха Ваджрешвари (правая точка треугольника) олицетворяет проявленность, воплощает джняна-шакти, является отражением Апара-бинду; соотносится с пурнагирипитхой;

  3. Маха Багамалини (левая точка треугольника) воплощает крия-шакти, является отражением Парапара-бинду; соотносится с джаландхарапитхой.

Девятая аварана

Девятая аварана, сарванандамайячакра (sarvānanda-maya cakra), – это бинду, центр, в котором потенциально содержится вся Шри Чакра и из которого происходит ее манифестация. Бинду-таттва включает в себя три бинду: Пара (белое бинду, Шива), Апара (красное бинду, Шакти) и Парапара (смешанное бинду).

В "Камакалавиласа-тантре" сказано:

«Она [Самость] – плотное средоточие Шивы и Шакти и содержит в себе цикл [круговращений] всей Вселенной. Две точки-семени – белая и красная – [пребывающие] в сокровенном взаимном блаженстве – Шива и Шакти, теперь то сокрывающиеся вместе, то открывающиеся вовне в [форме] проявления [Вселенной]».

Именно из бинду исходит 5 божественных действий, таких как творение (sṛṣṭi), поддержание (sthiti), разрушение (saṁhāra), сокрытие Вселенной (tirodhāna), раскрытие Вселенной (anugraha). Эти божественные действия Трипурасундари совершает из Шри Нагары. Шри Нагара – местопребывание Трипурасундари. Это пространство окружено 25 стенами, символизирующими 25 таттв. Трипурасундари – владычица этого места.

Девятая аварана соотносится с единством Шивы и Шакти, опыт, связанный с ней, ведет садхаку к Освобождению. Управляющее божество этой авараны – Шри Махатрипурасундари (Śrī Mahātripurasundarī); Мудрашакти – Сарвайони (Sarvayoni); Йогини – Парапарати-расахья-йогини (Parāparāti-rahasya-yoginī).

Поделиться ссылкой:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru