Поиск
Контакты

Викара

Викара

विकार, vikāra

Викáра – термин, встречающийся в традиционных писаниях индуизма, означает «искажение», «изменение», «модификация»; изменяющееся состояние сознания. 

В философии Санкхья приводятся 16 викар, которые являются видоизменениями 8-ми пракрити, то есть первичных, производящих начал: авьякты, буддхи, ахамкары и 5-ти танматр):

  • пять джнянендрий (органы восприятия), 
  • пять кармендрий (органы действия),
  • манас (эмпирический ум),
  • пять махабхут (первоэлементы).
Викары соотносят с эволюцией, расширением Пракрити вовне. Вместе с 8 первичными элементами они составляют 24 таттвы, формирующие проявленную Вселенную.

В священных текстах термин викара часто указывает на омрачения, заблуждения ума. Например, в «Бхагавад Гите» говорится, что кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (невежество), матсарья (зависть) и мада (гордость) — это викары ума.

Натхи рассматривают викару как умственные волнения, препятствующие пребыванию в естественном состоянии. Эти искажения происходят в сознании по мере его отождествления с несовершенными аспектами жизни и верой в их истинность. Так, обрастая различными привязанностями человек постепенно утрачивает связь с Высшим.

«После достижения высшего состояния самореализации йога обычно называют авадхутой – тем, кто запределен всем викарам (изменениям) Пракрити, кто превзошел силы и законы природы, чья сущность в целом нисколько не затронута привязанностями, переменами, тяготами и страданиями феноменального мира».

Банерджи Акшая Кумар «Введение в натха-йогу. Шива-таттва»



Поделиться ссылкой: