Поиск
Контакты

Веда

Веда

(от санскр. вид – знать)
знание, откровение, священные писания.
Наиболее древние из всех санскритских трудов. Некогда единая Веда в настоящее время разделена на четыре сборника (самхиты):

Ригведа содержит гимны, исполняемые жрецом (хотар), который возглавлял церемонии жертвоприношения и почитания божеств. Остальные сборники изначально являются учебниками по выполнения обрядов для помощников хотара, наделенных различными функциями: удгатар - знаток гимнов, содержание которых записано в Самаведе; адхварью - распорядитель церемоний, специализирующийся на знании ритуальных текстов, собранных в Яджурведе; и, наконец, брахман, наблюдающий за действиями трех указанных жрецов и мысленно повторяющий стихи из Атхарваведы. Четыре ведических жреца в сопровождении помощников обязаны скурпулезно и безошибочно исполнять обряд, начинающийся с церемонии возжигания трех огней на алтаре, символизирующем  космос, и завершающийся жертвоприношением (яджна). Во время агнихотры, жертвоприношения огню, адхварью вместе с тем, кто заказывает ритуал, приносят богу огня Агни в дар молоко. Это самая простая процедура жертвоприношения из целого ряда подношений, среди которых жертвенное возлияние пьянящего сока растения сома является одним из самых важных ритуалов. Наряду с ритуалами, исполнение которых требует специальных жрецов, глава семьи на домашнем алтаре самостоятельно совершает различные жертвоприношения: сезонные, ежемесячные, во исполнение обета, искупительные и умилостивительные.

Специальную категорию составляют обряды, называемые санскары, "сакрализации", сопровождающие рождение, ученичество (упанаяна, когда юношу приводят к его гуру - брахману), бракосочетание и смерть.

В гимнах Ригведы божествам, которые весьма отличаются, нередко приписываются одни и те же качества, поэтому не всегда возможно установить изначальный характер божества. Сурья, Савитар и Вишну - солнечные божества, Ваю олицетворяет ветер, Ушас - утренний свет, Агни - огонь, Сома - одноименный напиток. Варуна и Митра поддерживают космический порядок, составной частью которого является социальное и духовное мироустройство. Рудра-Шива - грозный бог, внушающий ужас даже тогда, когда он исцеляет болезни. Наконец, Индра - бог-воитель, часто совершающий противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющейся общим правилам поведения, совершающий поступки,  совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта в конце своих действий. 



Поделиться ссылкой: