Поиск
Контакты

Прамата

Прамата

प्रमाता, pramātā

[1-й падеж от pramātṛ]

Тот, кто воспринимает или осознает какое-нибудь понятие или идею, субъект познания. Может относится к Высшему Я (Атману) или просто к человеку, который переживает познание, познает. Субъект является основной причиной всего, а знание является неотъемлемым его атрибутом.

Прамата формирует неразрывную тройку с прамейей (объектом познания) и праманой (процессом познания). Все вместе они являются неотъемлемыми аспектами единой реальности. Эти три понятия соответствуют различным шакти в тантризме: прамейя – крийя-шакти, прамата – иччха-шакти, прамана – джняна-шакти.

Это понятие встречается и обсуждается в философских шлоках (шат-даршана) и других учениях, в том числе и в Кашмирском шиваизме. Согласно этой тантрической школе, существует семь состояний познающего субъекта (прамата), в восходящем порядке:

  1. Сакала прамата – воспринимающий на грубом уровне, вовлечен в объектность мира, который он познает с помощью органов чувств и действия. Этот уровень соответствует таттве земли; познающий субъект подвержен действию всех трех маланава-малы, майя-малы и карма-малы. Иначе такой индивидуум называется пашу

  2. Пралаякала прамата – воспринимающий в бессознательном состоянии, погруженный в «низшую» пустоту, в растворение, где нет осознанности. Это состояния, подобные мурчхе (обмороку), коме и т.д., глубокому сну без сновидений. Этот уровень восприятия охватывает таттвы от пракрити до джалы (воды), и на воспринимающего влияют анава-мала и майя-мала.     

  3. Виджнянакала прамата – воспринимающий на уровне Махамайя-таттвы. Тут на субъекта действует только одна мала – анава, ему свойственно чувство индивидуальности, отделенности от творения. Хотя этот уровень полон разнообразного знания, здесь еще сохраняется частичное невежество. Воспринимающий отражается в майе, в двойственности, из-за чего все еще остается деление на знание (прамана) и объекты познания (прамейя), как и на предыдущих уровнях.

  4. Мантра прамата – воспринимающий на уровне Шуддхавидья-таттвы; здесь познающий субъект уже не загрязнен малами, он ощущает себя полным блаженства, свободной воли, всемогущим и всезнающим. Его переживание недвойственно и может быть выражено фразой «aham idam, idam aham», то есть это восприятия тождественности себя (Я, aham) и творения (это, idam).

  5. Мантрешвара прамата – уровень Ишвара-таттвы. Здесь переживается опыт «idam aham», то есть «это [творение] есть Я». Вся Вселенная предстает как экспрессия, выражение своей собственной природы.

  6. Мантрамахешвара прамата – уровень Садашива-таттвы, который отражает состояние «aham idam», то есть «Я есть эта [Вселенная]». Здесь познающий субъект прочно установлен в переживании своей истинной божественной природы и он видит только себя во всем творении.

  7. Шива прамата – высший уровень воспринимающего субъекта, где он является (осознает себя) Шивой. Здесь переживается состояние «aham», то есть «Я есть». Благодаря Шакти, которая раскрывается внутри Шивы, Шива осознает себя. 

 



Поделиться ссылкой: