Поиск
Контакты

Пашчима

Пашчима

Пашчима

पश्चिम, paśchima

Пашчима означает западное направление, а также заднюю часть тела — от головы до пяток. Также употребляется в значении «последний», «завершающий».

Одна из основных асан, встречаемых в классических текстах по йогепашчимоттанасана. На физическом уровне в данной асане растягивается вся поверхность спины вдоль позвоночника. Однако пашчима означает не только спину, но и сушумну. Тело человека может быть рассмотрено с позиции сторон света: правая сторона — дакшина, левая – уттара, перед нами – пурва, над головой – урдхва, сзади – пашчима (западная). Пашчиму мы не способны воспринимать посредством органов чувств, но только через внутренние ощущения, мысленное осознавание, что связано с пратьяхарой. Также сушумну называют «пашчимой», поскольку она внутренне ориентирована и связана с Кундалини. Через постижение внутренней целостности наше сознание достигает высшей мерности — мокши. Поэтому пашчиматанасана, среди множества асан, наиболее важна.  

В «Хатха-йога прадипике» о пашчимотанасане говорится следующее:

prasārya pādau bhuvi daṇḍarūpau dorbhyāṁ padāgradvitayaṁ gṛhītvā |
jānūparinyastalalāṭadeśo vasedidaṁ paścimatānamāhuḥ || 30 ||

После вытягивания обеих ног на земле прямо, подобно палке (daṇḍa rūpau), и схватив обеими руками верхушки стоп, нужно положить лоб поверх коленей (jānu). Это называется позицией, которая спину (paścima) растягивает (tānam). (1.30)

iti paścimatānamāsanāgryaṁ pavanaṁ paścimavāhinaṁ karoti |
udayaṁ jaṭharānalasya kuryādudare kārśyamarogatāṁ ca puṁsām || 31 ||

Эта пашчимоттанасана – одна из лучших [асан]. [Благодаря ей] ветер (прана) движется по задней части тела (paścima*), усиливается огонь пищеварения (джатхар-агни), уменьшается живот и человек освобождается от болезней. (1.31)

*Под paścima может пониматься и как спина, и как сушумна, и как Кундалини.   

В «Сиддха-сиддханта паддхати» при описании свадхиштхана-чакры указывается, что в там созерцается «лингам, направленный на запад». Под этим описанием следует понимать столб огня — проходящую вверх Кундалини. Поэтому в многих источниках сообщается, что пашчимотанасана ведет к пробуждению Кундалини. Кроме того, есть и другая трактовка: Шива смотрит сверху вниз на свою Шакти (из сахасрары в нижние чакры, где она «спит»), и в таком случае низ ассоциируется с восточным направлением, правый канал – с южным, левый канал – с северным, а верх есть пашчима, запад (лингам направлен вверх, на запад). 

Пашчима встречается в тантризме при описании одной из пяти категорий знания — амнай, схематично распределяемых по сторонам света. Амнаи олицетворяют различные аспекты Шивы в союзе с Шакти (ямала), при этом каждому из них может географически соответствовать определенная тантрическая сампрадая. Пашчима-амнаю располагают в западной стороне и ассоциируют с традицией Кубджика, культом богини в форме Кундалини-шакти. Традицию Кубджика также могут называть «пашчимой» в значении «последней», «завершающей», т.е. более молодой передачи тантрического учения, что включает в себя все знания предыдущей традиции каулов.


Поделиться ссылкой: