Поиск
Контакты

Паринама

Паринама

परिणाम, pariṇāma

«изменение», «трансформация», «следствие», «эволюция»

Паринама — термин, введенный философскими школами, который описывает эволюцию в виде непрерывной трансформации причины в следствие. Вселенная и все живые существа (Пракрити) — это следствие, первопричиной которому выступает Пуруша — вечное неизменное сознание. Ни одно явление материального и тонкого мира не возникает само по себе, оно есть следствие (трансформация) того, что было сокрыто глубоко в его собственной основе. Мир — следствие, возникающее из чистой причины — совершенного Брахмана — не отличен от Абсолюта. Поэтому Брахман лишь преображает себя, но не изменяется, оставаясь всегда одним и тем же, а следствия — это лишь другие его имена.

Паринама выступает одной из основных идей в «Йога-сутрах». Патанджали указывает несколько видов паринамы – стадий изменения сознания на пути достижения цели садханы — самадхи.  

vyutthānanirodhasaṃskārayorabhibhavaprādurbhāvau
nirodhakṣaṇacittānvayo nirodhapariṇāmaḥ || 3.9||

Подавление самскар "бодрствования" (вьюттхана) и проявление самскар "прекращения" (ниродха) при тяготении ума к моментам (состояниям) "прекращения" – ниродхическая модификация [ума]. (3.9)

Комментарий: В результате йогической практики функции ума прекращаются в отдельные моменты (см. I, 1 -12). Самскары "прекращения" (ниродха; см. I, 2) постепенно растут, вытесняя самскары "бодрствования", то есть обычной активности ума, характеризующегося пятью функциями (I, 5-11). Этот процесс называется "ниродхическим изменением" (ниродха-паринама).

[Перевод и комментарии Б. Загуменнова]

В сутрах 3.10 - 3.12 описываются последующие изменения: самадхи-паринама и экаграта-паринама. Когда вследствие укоренения ниродха-самскар ум успокаивается и лишается вритти, то в сознании устанавливается однонаправленность (самадхи-паринама). Затем утверждение в однонаправленности ведет к тому, что исчезает различие между прошлыми "утихшими" и настоящими "возникшими" проявлениями-импульсами сознания (экаграта-паринама), то есть содержание сознания становится одним и тем же во все моменты времени.

Описанные паринамы читты также связаны с изменениями, происходящими в элементах и органах чувств: дхарма-паринама (изменение качественной характеристики), лакшана-паринама (изменение признака), авастха-паринама (изменение состояния). Эти преобразования происходят естественным образом в рамках практики самьямы



Поделиться ссылкой: